Чжоу Жуйцзинь
Zhou Ruijin
Си Цзиньпин должен развивать реформы Дэн Сяопина
Член партии требует перемен
Xi Jinping Should Expand Deng Xiaoping’s Reforms
A Party Insider’s Prescription for Change
Через месяц после завершения 18 Национального съезда Коммунистической партии Китая (КПК), новый Генеральный секретарь КПК и Центрального военного совета, товарищ Си Цзиньпин, из Пекина отправился в Шэньчжэнь, регион, откуда начиналась китайская экономическая реформа. Он возложил венок к бронзовой статуе товарища Дэн Сяопина, начавшего реформы двадцать лет назад в тех краях. Си сказал: «Решение Центрального Комитета партии начать Реформы и открытости было правильным. С этого дня мы продолжим двигаться по правильному пути, пути, который позволил нарастить государственную мощь Китая и повысить благосостояние народа. И мы достигнем еще больших успехов». В своих высказываниях он воздал должное своим предшественникам и выразил свое намерение вывести политику Реформ и открытости на новый путь.
В двадцатую, важнейшую годовщину «Южной поездки» Дэн Сяопина поездка Си на юг возвестила Китаю и всему миру о том, что страна продолжит строить современную политическую культуру и следовать политике Реформы и открытости, предначертанной Дэн Сяопином и его коллегами. Высшее руководство КПК уже пришло к консенсусу и будет проводить реформу систематически, целостно и сообща. Руководство Партии обладает достаточной политической смелостью и уверенностью для решения предстоящих сложностей.
Двадцать лет назад товарищ Дэн Сяопин отправился на юг, в Ухань, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай, и сделал выступления, сыгравшие важнейшую роль для экономических реформ и социального развития Китая в 1990-е годы. Воспользовавшись соотношением различных сил внутри страны и на международной арене, Дэн произнес на юге Китая речи, положившие конец дискуссии по вопросу выбора между капитализмом и социализмом, и поставил в качестве неотложных целей КПК построение рыночной экономики и способствование законности и цивилизованному политическому порядку.
В течение двадцати последующих лет Китай переживает проблемы, связанные с потрясениями, которые последовали за реформами, при этом ситуацию многократно усложнило то, что некоторые проблемы намеренно или неосознанно игнорировались, пока страна «переходила реку вброд по камням». С другой стороны, шел рост китайской экономики — ВВП вырос в четыре раза, превысив соответствующий показатель Германии и Японии и поставив страну на второе место в мире, после США. По мнению Ангуса Мэддисона, британского исследователя экономической истории, Китай может обрести первое место в мире с экономической точки зрения к 2015 году, а ВВП Китая может к 2030 году составить 23 процента от мирового. Мэддисон даже оптимистично предсказывал, что доход на душу населения в Китае поднимется до уровня более чем трети от среднемирового. Несмотря на то, что экономика Китая действительно почти достигла лидирующего положения в мире, доход на душу населения не растет столь быстрыми темпами.
В связи с этим в сегодняшнем Китае остро встал другой вопрос — а именно, почему экономический рост не привел к решению социальных проблем. Если рассмотреть ситуацию глубже, то придется признать, что неравномерность развития была характерна для всех тридцати трех лет проводимой в Китае политики Реформ и открытости: экономические реформы успешны, тогда как политические и социальные пробуксовывают. В результате этого Китай развивался экономически, а в обществе нарастало неравенство. Разделение разных групп населения становится все более очевидным. «Правила игры» непрозрачны, несправедливы, не способствуют социальной мобильности. Положение имущего класса все более укрепляется, а те, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии и их дети теряют надежду и мотивацию. В результате наиболее проблематичен не сам разрыв доходов между богатыми и бедными или между чиновниками и простым народом, а то, что классовое разделение такого характера передается из поколения в поколение. Бюрократия, богатые, бедные, крестьяне — принадлежность к этим группам переходит от родителям к детям, подобно старинной индийской системе каст. Сегодня в Китае наблюдается пугающая социально-экономическая косность. Те, кто находится внизу классовой системы, не имеют шансов подняться выше и живут все хуже из-за растущей инфляции. Те, кто имеет доходы среднего уровня, остро ощущают недоступность некоторых благ, например, крайне дорогой недвижимости. Недавно сформировавшийся класс богатых весьма настроен на эмиграцию. «Группа особого интереса», находящаяся на стыке правительственных служб и бизнеса, лихорадочно стремится к наживе.
Некоторые говорят, что мы живем в эпоху «пиньде», что означает «положись на папочку», то есть в эпоху, когда важнее того, что ты делаешь, оказывается то, чем занимается твой отец и какие у него связи. Игра «положись на папочку» распространяется все шире и охватила уже образование, трудоустройство и шоу-бизнес. После того, как в Китае участились аварии с участием школьных автобусов, в Интернете появились саркастические высказывания о том, что американские школьные автобусы безопасны, поскольку один из ребят, которые в них едут, в будущем станет президентом Соединенных Штатов. Говорят, что школьные автобусы в Китае так непрочны оттого, что будущих лидеров Китая не едет ни в одном из них. Публика уже привыкла в ответ на любые происшествия в стране высказывать недовольство по поводу «династического наследования» имущества и власти». Даже когда китайское правительство подготавливает нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение безопасности школьных автобусов, население высказывает в Интернете крайне недоверчивое отношение.
Помимо этих эмоциональных проявлений, Китай также переживает и другие вторичные потрясения, последовавшие за принятием политики Реформ и открытости, которые вызвали сильнейшее негодование среди населения:
- Пропасть между богатыми и бедными стала еще шире, в отсутствие справедливой и рациональной системы распределения экономических благ в Китае.
- Социальное обеспечение отстает от экономического развития, и система социальных гарантий не способна обеспечить потребности всех членов общества.
- Общество испытывает все меньшее ощущение благополучия в результате нерешенных проблем при получении самого необходимого, а именно, образования, медицинской помощи, жилья, работы и т. п.
- Усиливается загрязнение окружающей среды, поскольку продолжают открываться предприятия, основанные при значительных инвестициях, которые сильно загрязняют окружающую среду. Загрязнение присутствует в воде, воздухе и пищевых продуктах. Острый конфликт между экономическим развитием и защитой окружающей среды дошел до взрывоопасного уровня и уже спровоцировал много массовых протестов.
- Причины коррупции лежат не просто в экономической деятельности, но также в бюрократическом аппарате, отправлении правосудия, средствах массовой информации и образовании. Коррупция напрямую связана с дефектами данных учреждений.
В совокупности эти проблемы выстраивают социальный фон, сходный с тем, в условиях которого совершал свою поездку на юг Дэн Сяопин — консенсус в отношении реформы, образованный за счет интеграции различных сил, не просто переживает сложные времена, а рискует полностью обрушиться. Основной темой обсуждения уже не является чисто идеологическое противопоставление социализма и капитализма. Более серьезную сложность представляет собой, в большой степени, борьба между группами с различными интересами, которые постепенно сформировались в течение периода реформ. Интенсивность противостояния превосходит даже силу идеологических разногласий во времена поездки Дэна.
Реформы и развитие Китая снова оказались на распутье.
Таким образом, правительство Си Цзиньпина должно предусматривать в программе реформ три основных задачи.
Первая задача состоит в установлении эффективной системы социального обеспечения и решении шести основных проблем, связанных с реализацией жизненных потребностей населения на уровне учреждений:
- Сформировать полную, современную государственную систему образования, которая будет гарантировать равную доступность образования, которое является одним из решающих факторов на начальном этапе деятельности.
- Построение системы социального обеспечения, охватывающей как городские, так и сельские районы, и реализующей основные потребности населения; создание системы страхования на случай безработицы, пенсионной системы и базовой системы медицинского страхования в городах и сельской местности.
- Повышение занятости населения, поддержка новых предприятий, стремление создать рациональную и справедливую систему распределения.
- Создание базовой системы медицинского и санитарного обеспечения, гарантирующей всем получение медико-санитарных услуг.
- Создание системы городского и загородного жилищного строительства, которое обеспечит жильем всех.
- Создание приятной среды для жизни, с гарантированно свежим воздухом, чистой водой и чистыми пищевыми продуктами.
Вторая задача состоит в создании стабильной социальной структуры. Основная задача заключается в развитии урбанизации, которая позволит переселить избыточное население из деревень, а также сочетать урбанизацию с новой индустриализацией, информационными технологиями и модернизацией сельского хозяйства, что должно способствовать расширению среднего класса. Новое руководство должно также увеличить долю несельскохозяйственной продукции с 85 процентов до почти 90 процентов, а долю городского населения с 60 до более чем 70 процентов (на настоящий момент данные государственной статистики показывают уровень урбанизации 51 процент. Однако, в городах работает множество рабочих-мигрантов, которые не учитываются в качестве городских жителей), а долю занятых вне сельского хозяйства с 70 процентов до более чем 80 процентов. Все эти усилия позволят увеличить долю среднего класса, имеющего годовой доход от 80 000 до 200 000 юаней (от 12 825 до 32 063 долл. США), с 50 до 60 процентов от общей численности населения. Средний класс является основным источником спроса на внутреннем рынке. Более того, укрепление среднего класса в большой степени ослабит напряжение, возникающее за счет разрыва между доходами богатых и бедных.
Третья задача состоит в построении зрелого гражданского общества, состоящего из трех основных элементов. Во-первых, власть правительства должна быть ограничена. Неограниченная власть недопустима. Цель реформы должна состоять в установлении правительства ограниченного, правительства, которое служит обществу. Основные задачи такого правительства будут состоять в регулировании экономики, контроле рынка и обеспечении общественного порядка и социального обслуживания. Эта реформа будет социальной и политической. Во-вторых, правительство должно обеспечить институциональные меры поддержки для постепенного развития в обществе независимых групп, в том числе религиозных организаций. Кроме того, оно должно ослабить контроль за неправительственными учреждениями и группами. Динамичные независимые организации и религиозные группы составляют важный элемент социальной структуры. Правительство должно полноценно с ними сотрудничать. Следует защищать самоуправление людей на местном уровне, в том числе поддерживать сельские и общинные системы самоуправления. Людям должно быть дано право обеспечивать самим себе управление, обслуживание, образование и контроль. Коммерческие и образовательные учреждения, фонды, добровольные, правозащитные и благотворительные организации Китая требуют дальнейшего развития. Правительство должно защищать их и оказывать им помощь и поддержку, а также совершенствовать соответствующие законы и нормативные акты, а не считать эти организации чуждой и враждебной силой. Новое руководство должно широко интегрировать организации такого рода при формировании политики и поощрять их к принятию большей ответственности за обеспечение общественного благополучия.
В дополнение к этому, рынок, состоящий в основном из государственных предприятий, негосударственных предприятий и частных промышленных и коммерческих компаний, должен играть роль в распределении ресурсов. Прямое вмешательство правительство в дела бизнеса должно быть сведено к минимуму. Правительство должно постепенно отстраниться от управления бизнесом, от общественных учреждений и от управления капиталом. Основой макроэкономического регулирования должна стать экономика, а не административное воздействие. Необходимо избежать вмешательства в экономику на микроуровне во имя макроэкономического регулирования. Возможности рынка генерировать материальные блага должна быть отведена более значимая роль.
Важнейший вопрос, вставший [перед Китаем] сегодня, состоит в том, способны ли стоящие у власти найти пути быть более внимательными, сочувствующими и более ответственными в условиях все более острого социального конфликта, страданий и недовольства китайского народа, а также отсутствия гарантий прав этого народа. Новое руководство должно осознавать безотлагательную необходимость положить конец стагнации посредством политических реформ и смелее экспериментировать с новыми методами, которые позволят продолжить масштабные реформы, начатые Дэном.
С этой точки зрения новая поездка на юг Си Цзиньпина является не очередным раундом идеологических дебатов, а поисками путей к тому, чтобы дать толчок реформам в Китае на глубинном уровне и решить сложные социальные конфликты в стране. Си и другим руководителям Китая следует в первую очередь ограничить власть правительства, предоставить полномочия социальным организациям и дать рынку большую свободу. Они должны строго следовать заданному курсу на рыночные отношения, законность и демократизацию. Общественное мнение должно играть большую роль в формировании политики. Правительство должно больше прислушиваться к общественному мнению наименее обеспеченных слоев общества, для которых характерен наиболее острый социальный конфликт, а также смягчать противостояние чиновников и простого народа, и использовать Интернет как инструмент изучения общественного мнения. Китаю необходимо ограничить власть государственной администрации и предотвратить расширение групп с привилегированными интересами. Для предотвращения дезинтеграции общества, Китаю требуется научиться распоряжаться капиталом на основе эффективных и справедливых социально-политических систем.
В сегодняшнем Китае, для нового руководства крайне важно восстановить консенсус в отношении направления реформ и пробудить у общественности положительное отношение к их продолжению. Правительство должно помочь молодым ощутить уверенность в своем профессиональном будущем и вызвать положительное отношение к ситуации и ощущение сопричастности у населения в целом. Новое руководство страны должно также сосредоточить внимание на консолидации «мягкой силы» государства и усилить чувство сплоченности и единства, национальной идентичности. Поездка на юг товарища Си является убедительным знаком того, что у нового руководства хватит смелости и решимости отклонить неуступчивых, пуститься в путь по волнам ненадежных вод, преодолеть идеологические препятствия и сломить оборону, выставленную в защиту укрепившихся интересов определенных групп.
Об Авторе.
Чжоу Жуйцзинь является автором и редактором нескольких книг и служит научным руководителем диссертантов в Китайской Академии Социальных наук. Он закончил Фуданьский университет по специальности «журналистика». По окончании университета он работал репортером, редактором, комментатором и заместителем главного редактора Liberation Daily, ежедневной газеты Шанхайского комитета Коммунистической Партии Китая. В 1991 году под псевдонимом Пин Хуанфу он написал серию редакторских статей под заголовком «Для Реформы и либерализации требуется новое мышление», которые привлекли внимание мировой общественности. С 1993 по 2000 годы являлся заместителем главного редактора People’s Daily.
Краткий лингвистический ликбез
拼爹 pīndiē
Два десятилетия экономического роста несомненно сделали Китай богаче. Но неравномерность роста и запаздывание политических реформ внесли свой вклад в резкое увеличение разрыва между богатыми и бедными в стране. Социальное неравенство становится все более отчетливым, и некоторые китайцы говорят, что молодежь в стране все больше осознает то, что те, у кого есть доступ к органам власти, деньги и связи, располагают намного большими возможностями, чем те, у кого этого нет. В современном китайском сленге получило широкое распространение выражение «опираться на папочку», или пиньде (拼爹) — сокращенная форма бипинь лаоде (比拼老爹), относящееся к привычке молодых (а иногда и не очень молодых) людей сравнивать своих родителей или родственников по экономической успешности и социальному или политическому статусу с родителями своих знакомых. За этим словом стоит понятие (трудно сказать, насколько широко распространенное) о том, что в Китае на практике важнее не уметь что-то делать, а иметь отца со связями и/или богатого. «Дело Ли Гана», имевшее место в 2010 году, может считаться классическим проявлением менталитета пиньде. Сын влиятельного сотрудника полиции, управляя роскошным седаном, сбил студентку, а очевидцам, которые хотели сдать его в полицию, кричал: «Мой отец — Ли Ган».
Перевод: Дария Бабейкина
Оригинал: http://www.chinafile.com/xi-jinping-should-expand-deng-xiaoping-s-reforms
Русский перевод: http://www.daokedao.ru/2013/03/05/posle-30-let-uspeshnyx-reform-u-kitaya-te-zhe-problemy-chto-i-u-rossii-posle-provalnyx-20-let-eksklyuziv-dkd/
Данный перевод выполнен в рамках проекта по публикации на русском языке интересных зарубежных статей о Китае и китайском языке. При перепечатке, пожалуйста, указывайте ссылку на нас.
Проект нуждается в финансовой поддержке. Все пожертвования будут направлены исключительно на переводы новых статей. Подробности здесь.
Отличный перевод! Переводчик хорошо владеет ситуацией в нашей стране и поэтому китайский вариант нам понятен.