Почему китайцы не летают, а падают с крыши

На прошлой неделе их стало двенадцать. С начала этого года дюжина сотрудников китайской фабрики тайваньской компании Foxconn (китайское название Hon Hai) попыталась покончить с собой.

За последние два месяца название Foxconn упоминалось в СМИ едва ли не чаще, чем за все последние годы. Тайваньский электронный гигант считается одной из самых закрытых и успешных азиатских компаний. Ее руководство практически не общается с журналистами, продукцию под ее брендом невозможно найти в магазинах. Корпорация специализируется на производстве на условиях OEM: ее заводы в Китае и Вьетнаме выпускают «айфоны», «айподы», «макинтоши» и принтеры Hewlett-Packard. В Китае в гигантской индустриальной зоне Foxconn на юге страны работает 400 000 человек. Фактически, это полноценный город с магазинам, банками, почтовыми службами и внутренним транспортом, уменьшенная модель столицы китайской электроники – 10-миллионного Шэньчжэня, за несколько лет выросшего напротив Гонконга и на 80% состоящего из таких же мигрантов.

Апологеты китайского производства часто говорят о том, что все познается в сравнении. Что даже студенты пекинского университета живут по 8 человек в комнате, а в общежитии для рабочих компании Fushi всего четыре койки (был и видел своими глазами). Что в деревне, откуда они приехали, многие и за год не могут заработать их месячную зарплату. Что менеджеры инвестфондов в Лондоне иногда неделями работают по 18 часов в день и без выходных. Все это так, и из сычуаньской деревни жизнь в Шэньчжэне действительно выглядит сказкой. Это и обеспечивает постоянный приток новой рабочей силы. На Foxconn, например, берут только молодежь до 22 лет.

Тем сильнее оказывается разочарование. Экономические реформы дали китайской молодежи надежды и желания, которых у них никогда раньше не было, но не дали реальных возможностей для их реализации. Студент пекинского университета знает, что после тесного общежития и голодного студенчества его ждет блестящее (по китайским меркам) будущее. 20-летний рабочий после нескольких месяцев в Шэньчжэне думает, что ничего, кроме бесконечного конвейера ему в этой жизни не светит.

Полностью.



Добавить комментарий