На днях в ДКД появилась статья «МИД РФ: К 2020 году из-за роботизации в Китае не будет рабочих для Забайкалья», взятая с сайта Забмедиару, которая по своей нелепости показалась мне достойной появиться под тегом «юмор».
После чего представитель МИД России в Чите Алексей Котельников оставил в ДКД следующее сообщение:
Вот текст моего выступления на круглом столе РО ОНФ в Забайкальском крае 14 июля 2015 года. Предлагаю сравнить что было сказано мною, и что написал корреспондент ИА «Забмедиа».
Думаю, читателям ДКД тоже будет интересно прочитать оба материала.
Выступление представителя МИД России в г. Чите Алексея Котельникова на заседании круглого стола Регионального отделения Общероссийского Народного Фронта в Забайкальском крае
14 июля состоялось заседание круглого стола на тему «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», организованного Региональным отделением Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в Забайкальском крае. В заседании приняли участие руководители Регионального отделения ОНФ, руководители профильных краевых министерств, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных общественных организаций, а также журналисты краевых СМИ и граждане с активной жизненной позицией.
В ходе состоявшегося обсуждения, посвященного вопросам возможной сдачи земель сельскохозяйственного назначения на территории Забайкальского края совместному российско-китайскому предприятию, выступил представитель МИД России в г. Чите Алексей Котельников.
Ниже приводится текст выступления А. А. Котельникова:
Уважаемые участники круглого стола, возникший большой общественный и политический резонанс, возникший вокруг предполагаемой сделки по аренде земель сельхозназначения стал своего рода «стресс-тестом», который позволил выявить несколько блоков проблем.
Первый блок проблем – проблема информационного обеспечения российско-китайского сотрудничества, особенно на региональном уровне. По мнению китайских экспертов, в российско-китайских отношениях сложилась ситуация, когда «наверху горячо, а внизу холодно». То есть контакты на политическом уровне руководства двух стран, взаимодействие в крупных экономических проектах высоко как никогда, что нельзя сказать о сотрудничестве двустороннем межрегиональном сотрудничестве.
В случае с освещением темы аренды земли не все было сделано как того требует ситуация. Не были учтены такие факторы как особый, приграничный менталитет жителей края (на Западе подобный менталитет получил название «дух фронтира»), отпечаток, который оставила после себя 30-летняя непродуктивная конфронтация между СССР и КНР, особая значимость земли для приграничного региона и т.д.
Второй блок проблем – проработка условий, на которых будет осуществляться аренда земель (сроки, площадь, условия выделения земли, цена за гектар арендуемой земли, количество китайских рабочих в соотношении с местной рабочей силой, вопросы проживания и миграции, соблюдение экологии и природопользования, организация работы контрольных органов, эффективность контроля, действенность мер реагирования и пресечения нарушений и т.д.).
Все высказанные претензии к китайской стороне, на самом деле, пока к ней имеют самое опосредованное отношение, и наоборот, самое прямое – к нам.
Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский в одном из своих интервью отметил, что на самом деле граждане, негативно настроенные к аренде земли китайской компанией, таким способом высказывают свои опасения, что контрольные органы не смогут действенно выполнять свои обязанности и контролировать процессы использования земель сельхозназначения в соответствии с законодательством (при этом сам губернатор сказал, что у него таких опасений нет, и, что он уверен в эффективности работы контрольно-надзорных органов).
Третий блок проблем – привлечение экспертов (до, а не после) к проработке вопросов аренды земли в крае. Хотя, нельзя сказать, что время критически упущено. К работе над экспертизой проекты аренды земель может подключиться и МИД России, так как у российского внешнеполитического ведомства есть возможность получить информацию в тех странах, где КНР активно арендует земли сельскохозяйственного назначения (страны Африки, Латинская Америка и т.д.). Китай вынужден импортировать продовольствие по той причине, что собственная площадь сельскохозяйственных земель не превышает от 9 до 11 процентов. Этого явно недостаточно, чтобы прокормить население, превышающее 1,3 миллиарда человек. Учет опыта тех стран, где Китай арендует земли, безусловно, будет полезен для нашей страны и Забайкальского края.
Четвертый блок проблем – проблема выбора стратегии. Некоторые эксперты, как российские, так и иностранные, считают, что использование иностранной рабочей силы консервирует отсталость России и не дает внедрять новые прогрессивные технологии в строительстве, сельском хозяйстве и т.д. Говоря о сроке сдачи земель в аренду нужно также принять во внимание тот факт, что по экспертным оценкам, в КНР к середине 2020-х годов может возникнуть нехватка рабочей силы даже для собственных нужд. С учетом этого, КНР уже сейчас активно занимается роботизацией производства. Можно только представить, что будет, если договор аренды будет подписан на многолетний срок, а китайские рабочие не смогут приехать по причине их дефицита в самом Китае. В тех странах, где существует высокий уровень урбанизации, идут по пути внедрения высокоэффективных щадящих малолюдных технологий (в частности, Республика Корея).
Если будет принято решение о привлечении китайских инвесторов в процесс сельскохозяйственного производства на территории края, то у меня есть предложение для проработки к правительству края. Во второй половине 2000-х проблема «серого импорта» из Китая серьезно влияла на российско-китайские отношения (достаточно вспомнить все, что связано с Черкизовским рынком в Москве). В то время правительство Китая по согласованию с правительством нашей страны выступило с инициативой создания нового торгово-логистического комплекса в Подмосковье, получившего название «Гринвуд». Парк «Гринвуд» работает несколько лет и там практически полностью решены все острые проблемы ввоза в Россию продукции широкого потребления из КНР.
Предлагаю выйти в правительство России с инициативой сделать проект аренды земель сельскохозяйственного назначения в Забайкальском крае образцовым проектом российско-китайского сотрудничества в области сельского хозяйства. При этом особое внимание нужно будет уделить выработки механизма решения проблем вопросов, о которых ранее шла речь. Этот проект может стать примером внедрения передовых в экологическом отношении агротехнологий, бережного отношения к земле. Соответствующая база в виде межправительственных соглашений имеется.
У меня все, благодарю за внимание.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.