上厕所 и 下厨房

tual

Знаете ли вы, почему в китайском языке ходить в туалет, буквально значит «подниматься в туалет» 上厕所 [shàng cèsuǒ], а идти на кухню, значит «спускаться на кухню» 下厨房 [xià chúfáng]?

Следуя логике европейского мышления, можно предположить, что так сложилось, потому что раньше туалет строили на горе, а кухню, наоборот, под горой или, как вариант, можно еще подумать, что туалет мог быть на верхнем этаже, а кухня — на нижнем.

Оба этих предположения будут неверны.

Дело в том, что в древние времена постройки во дворах китайцев располагались в строго определенных местах. Так, в соответствии с правилами, туалет должен был быть размещен в северо-восточной части двора, а кухня — в юго-восточной.

На картах север всегда расположен вверху, видимо поэтому, подразумевая «отправляться на север», китайцы дословно говорят «подниматься на север» 北上 [běishàng], а желая сказать «отправляться на юг» — произносят буквально «спускаться на юг» 南下 [nánxià].

Вот и получается, что когда древний китаец шел в туалет, он на самом деле «поднимался на север» 北上 [běishàng] своего двора, поэтому «идти в туалет» по-китайски будет «подниматься в туалет» 上厕所 [shàng cèsuǒ]. Если же он шел на кухню, то двигался «вниз в сторону юга» 南下 [nánxià], поэтому «идти на кухню» и значит «спускаться на кухню» 下厨房 [xià chúfáng].

ruschinese



К записи 3 комментария

…в древние времена постройки во дворах китайцев располагались в строго определенных местах. Так, в соответствии с правилами, туалет должен был быть размещен в северо-восточной части двора, а кухня — в юго-восточной.
На картах север всегда расположен вверху..

Подосинов A.B.
Ориентация древних карт
(С древнейших времен до раннего средневековья)
…Древний Китай имел, по-видимому, такую систему, ориентированную на юг, чему немало способствовало изобретение компаса со стрелкой, указывающей на юг. Соответственно этому две древнейшие китайские карты на шелке ок. 168 г. до н.э., раскопанные в 1973 г. в Южном Китае, имеют южную ориентацию (Kuei-sheng Chang. Chinesische Kartographie // Lexikon zur Geschichte der Kartographie. Bd II. S. 139), хотя позже появляются и северно-ориентированные карты. Таким образом, устаревшим является мнение Гордона о северной ориентации древних китайских карт вплоть до XIII в. (Gordon B.L. Sacred Directions, Orientation and the Top of the Map // History of Religions. 1971. 10. P. 211-218).

И кто прав?

это к автору, ссылка внизу статьи. Хотя я тоже больше склоняюсь к югу.

Вот что бывает, когда среди абсолютных девственно бескультурных дикарей появляются миссионеры Цивилизации. Начинается распространение культуры, оно идёт со смешными импринтами. Увидели китайцы нарисованную иезуитами карту — и словили импринт. Север вверху, юг внизу.

Добавить комментарий