Aмериканский журналист, редактор пекинского журнала Lifestyle Magazine Джейкоб Дрейер написал для англоязычного онлайн-журнала о России The Calvert Journal статью, в которой высказал свое видение градостроительного развития Китайской Народной Республики. По словам журналиста, китайская градостроительная школа — плоть от плоти советского урбанизма.
Социализм, открывший Китаю двери в современность, пришел в Поднебесную из России, пишет журналист. Вместе с социализмом в эту дверь был экспортирован и градостроительный опыт Советского Союза, который сегодня буквально расцвел в КНР.
«Пожалуй, самым ощутимым наследием этого является внешний вид современного китайского города, — пишет Джейкоб Дрейер — И так как Китай является централизованной плановой экономикой, то и города выглядят на удивление едино».
«Главным фактором формирования [облика современных китайских городов] является советский урбанизм, или, точнее, сталинский урбанизм, — продолжает автор статьи. — В 1949г., когда коммунисты пришли к власти, Пекин был полумиллионным городом. Сегодня 95% населения и сооружений современной 20-миллионной агломерации — это заслуга революции, которая переняла опыт Советского Союза».
Далее Джейкоб Дрейер приводит цитату китайского историка Ван Цзюня: «16 сентября 1949г. в Пекин прибыла группа советских архитекторов. Они должны были помочь новому китайскому правительству создать новый город. В действительности, их власть была неограниченной». Возглавлял группу М. Баранников, выступивший перед китайскими товарищами с докладом, в котором высказал свои предложения по развитию столицы и крупных городов КНР. Именно им и были заложены корни градостроительной школы, к сегодняшнему дню успешно реализованные в Китае.
«Советская модель города реализована на китайской земле, в то время как в самой России — нет, — пишет далее Джейкоб Дрейер. — В Китае меньше препятствий. Мао был готов снести все старые здания, построить китайские города с чистого листа (tabula rasa)». Советскую идеологию развития городов, таким образом, оказалось проще реализовать в китайской пустыне, среди полей и малограмотных крестьян, чем в «исторически сложных» Москве или Ленинграде.
Градостроительное развитие Пекина, заложенное в 1950-х гг., в дальнейшем ретранслировалось и на другие города Китая. Со временем китайские мегаполисы заполнили спальные районы дешевого панельного жилья, вокруг них появились кольцевые автомобильные дороги, в пригородах поселились нувориши в дворцах а-ля Версаль, а городские тротуары по-прежнему плохо убирают — Китай сегодня очень похож на города северного соседа, пишет американский журналист. «Современные города Китая — это мутировавшие «дети» сталинской Belle Epoque», — считает он.
Многие западные архитектурные критики «с покровительственной близорукостью» называют советскую градостроительную модель недееспособной, продолжает редактор пекинского глянцевого журнала. Однако Китай это опровергает — просто своим фактом существования и своей экономической успешностью. «Китайские города тщательно спланированы как части целостной транспортной сети в рамках единой страны, — говорится в статье. — Внутренние коммуникации по большей части находятся в государственной собственности или под контролем государства».
Нацеленность на достижение «светлого будущего» и является главным в советской градостроительной теории. «Конечная цель сталинизма — создание экономики, которая уничтожила бы западную гегемонию», — пишет Джейкоб Дрейер. По его словам, этого можно достичь, если дать анонимным массам рабочих жизнь в организованных и строго подчиненных интересам государства мегаполисах: «Эта модель отвратительна своим материализмом, но в высшей степени практична».
Современная китайская модель урбанизма — это создание бесконечно дублирующихся «архитектурных типологий» (спальных районов), а город — экономическая система, направленная на увеличение производства.
«Советский город мертв, да здравствует Пекин!» — завершает свою онлайн-лекцию американский журналист из Пекина Джейкоб Дрейер.
Судя по фотографиям ничего расточительнее сил средств и времени нельзя даже выдумать плюс к этому крайне все неудобно для жизни. Что касается вообще устройства социальной жизни то тут надо прислушаться к тому, что я могу предложить. Осуществляя мои весьма простые идеи, народы буквально каждой страны из ада («Ад – царство страданий и тьмы») попадают в рай («Рай — в религии и философии: состояние (место) вечной совершенной жизни (существования, бытия) в блаженстве, в гармонии с природой (мирозданием), нетронутое временем и смертью). Так что на счет строительства городов надо делать, что я могу предложить. В 1986году я много написал по части того, как страна должна была развиваться, но так как я от этой писанины устал то пришлось, чтобы не тратить время на редактирование просто прочитать и записать на кассеты для магнитофонов. Кассет получилось штук двенадцать, и отправил в газету «ТРУД». Но посылку не вскрывая мне, вернули назад. И хорошо сделали, так как мои идеи сто процентов не могли бы быть осуществленными. Я хоть ясно понимал, что при Горбачеве положение в стране может только ухудшаться, но никак не думал, что Горбачев предатель и рухнет какой никакой у нас «социализм» (хорошие предпосылки для действительного социалистического пути развития). Так что правительству Китая надо обратиться ко мне, чтобы В РАЗЫ эффективнее использовать буквально всякие ресурсы. Это касается всех правительств, которые заботятся об интересах своих народов. Только таких правительств нет, а чтобы они появились надо опять прислушаться ко мне