«Алапаевские мученики» в Пекине

reddragon

Перепост с дружественного сайта 万事如意:

В книге  «Повседневная жизнь «русского» Китая» (М.: Молодая гвардия, 2006. — 376 с.) Наталья Старосельская со ссылкой на Г.В.Мелихова приводит удивительную и страшную по своему содержанию историю захоронения на территории русской духовной миссии в Пекине «алапаевских мучеников».

Речь идёт об убитых (казнённых) представителями советской власти 17 июля 1918 г. (на следующий день после расстрела членов царской семьи) в Пермской губернии великих князей Сергея Михайловича, Иоанна и Игоря Константиновичей, великих княгинь Елизаветы Фёдоровны, Елены Петровны, князя Владимира Павловича Палея, барона Фёдора Семёновича Ремиза, монахини Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой.

Их всех живьём сбросили в шахту Алапаевского рудника, забросали гранатами и взрывчаткой, в надежде, что после взрыва в шахте произойдёт обвал, который и скроет результаты ужасного злодеяния. По какой-то случайности обвала не произошло.

Несчастные искалеченные люди в течение нескольких дней мучительно умирали от ран, жажды и голода. Это подтвердила медицинская экспертиза, которую провели белые войска адмирала Колчака спустя более трёх месяцев, когда ими был захвачен Алапаевск.

В октябре 1918 г. тела жертв достали из шахты, освидетельствовали, опознали и временно захоронили в склепе под алтарём Свято-Троицкого Алапаевского собора.

В июне 19919 г. под натиском красных войск белые вынуждены были оставить Алапаевск. Чтобы спасти тела убиенных от глумления, было решено эксгумировать их и вывезти в безопасное место.

Но где можно было найти безопасное место в воюющей повсюду России? Из доклада игумена Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии отца Серафима (Кузнецова) известно, что из Алапаевска до Тюмени он, подвергая себя и двух послушников смертельной опасности, без документов на проезд, инкогнито в течение 10 дней в отдельном вагоне сопровождал 8 гробов по территории, которую контролировали местные большевики.

В это с трудом смог поверить даже генерал-лейтенант М.К.Дитерикс, ставка которого находилась тогда в Ишиме, куда и смог добраться отец Серафим со своим скорбным грузом.

После личного осмотра гробов генерал-лейтенант М.К.Дитерикс вознёс хвалу Богу за его помощь в праведном деле и выписал отцу Серафиму сопроводительные документы как на груз военного назначения. Это несколько облегчило задачу перевоза гробов с телами убиенных.

В Омске, где обычно досматривали все вагоны, груз военного назначения отца Серафима не досматривали,  и он смог продолжить свой скорбный путь.

29 августа 1919 г. поезд прибыл в Читу, где попал в крушение. Но и на этот раз вагон с гробами не получил повреждений.

При содействии атамана Семёнова Г.М. и японских военных гробы тайно были вывезены в Покровский женский монастырь. Там они находились в течение 6 месяцев  под полом кельи, в которой жил отец Серафим.

5 марта 1920 года все 8 гробов были вывезены отцом Серафимом по КВЖД в Хайлар (Внутренняя Монголия). Бывшая жена атамана Семёнова Мария Михайловна помогла финансово в оплате проезда. Она использовала для этого золотые слитки, полученные при разводе в виде отступного.

При содействии атамана Семёнова и генерала Дитерикса отцом Серафимом были получены новые сопроводительные документы на сопровождение груза. В документах он был уполномочен «хранить гробы, найти им место временного покоя и, при благоприятном условии, в своё время вернуться с ними в Россию».

В Хайларе, который был захвачен большевиками, один из гробов был вскрыт. Чтобы избежать надругательства над останками, отец Серафим был вынужден обратиться к китайскому командованию, которое выделило охранников.

На станции Куаньчэнцзы Южно-Маньчжурской железной дороги к китайской охране прибавилась ещё и японская. В начале марта 1920 г. вагон прибыл в Харбин, где был встречен епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) и последним официальным посланником императора Николая II в Китае князем Кудашевым Н.А.

16 апреля 1920 года поезд благополучно Пекина, где был встречен крестным ходом Православной духовной миссии в Китае.

Ещё до прибытия поезда архиепископ Мефодий направил телеграмму архиепископу Иннокентию о том, что останки «алапаевских мучеников» следуют из Харбина в Пекин. Телеграмма была также показана  послу России в Китае Кудашеву Н.А.

Однако Кудашев высказался против захоронения останков в Пекине и настаивал на погребении их в Мукдене, где, по его мнению, была «пригодная для захоронения часовня». По мнению посла, гробы следовало бы вывезти в Европу или иное безопасное место.

Как известно, миссия в Пекине пользовалась большим авторитетом в православном мире. Члены миссии не вели активной миссионерской работы. Они сконцентрировали своё внимание на потомках албазинских казаков в Китае и на культурной и благотворительной деятельности.

Миссия имела свою типографию. В 1920 году там стал издаваться первый в Китае «толстый» общественно-литературный журнал «Русское обозрение».

Миссия размещалась на территории «Бэйгуань», которая ещё в начале 18 века была навечно подарена России императором Китая Канси.

Однако предать тела «алапаевских мучеников» русской земле оказалось невозможно. В Китае существовал закон, по которому мёртвые тела запрещалось вносить в Пекин. Кроме того, официальный представитель Российского посольства Кудашев Н.А. был категорически против этого.

После торжественной встречи поезда в Пекине, в которой ни посол, ни его представители не участвовали, гробы с останками были установлены в церкви Серафима Саровского на Русском кладбище.

В ноябре 1920 г. по просьбе сестры Елизаветы Фёдоровны принцессы Виктории Баттенбергской отец Серафим сумел перевезти два гроба с прахом великой княгини Елизаветы Фёдоровны и монахини Варвары Яковлевой в Иерусалим в Гефсиманскую Марфо-Мариинскую обитель.

Это совпадало с прижизненным желанием Елизаветы Федоровны: она хотела, чтобы ее   похоронили в Святой земле. Вначале гробы перевезли в Тяньцзинь, затем в Шанхай.  Далее морским путём через Суэцкий канал гробы доставили в Египет, и только потом в Иерусалим.

Перед отъездом отец Серафим передал ключи от склепа епископу Иннокентию (Фигуровскому), тогдашнему начальнику духовной миссии в Пекине.

Таким образом, в склепе на Русском кладбище осталось шесть  гробов. В 1938 году  было всё же получено разрешение от китайских властей перенести прах «алапаевских мучеников» на территорию миссии в церковь Всех Святых Мучеников. Церковь была воздвигнута после восстания ихэтуаней («боксёрского восстания» 1900 г.).

Как известно, это восстание было главным образом направлено против христианства, и, в первую очередь, в самом Китае.  «Боксёры» замучили 222 православных китайца, которые стали первыми святыми мучениками, в честь которых в апреле 1902 г. по ходатайству начальника русской духовной миссии и во исполнение Указа Святейшего Синода №2874 от 22 апреля 2002 г. был сооружён храм Всех Святых Мучеников.

Казалось бы, останки обрели, наконец, вечный упокой. Но в 1954 году Русская духовная миссия была закрыта по инициативе китайских властей. В 1956 году её территория была передана под строительство нового комплекса посольства СССР.

Пока шло строительство посольства, в церкви ещё продолжались службы. Последняя Пасхальная служба прошла в 1963 году. В начале 1964 года строительство закончилось, и гробы с прахом «алапаевских мучеников» вновь перевезли на Русское кладбище.

Во время «культурной революции» Русское кладбище было разгромлено хунвэйбинами. Потомки албазинцев свидетельствовали, что могилы с захоронениями раскапывались, а кости умерших сбрасывались в ближайшее озеро. Вероятнее всего, эта же участь постигла и останки «алапаевских мучеников».

В 1987 году китайские власти запретили  любые захоронения в Пекине. На месте Русского кладбища был создан Парк Молодёжного озера. Искусственный водоём скрыл практически всю территорию старого кладбища.

По словам Мелихова Г.В., существует предание, которое гласит, что при создании парка, или даже раньше, склеп под разрушенной церковью во избежание дальнейших глумлений над останками был залит бетоном, а,  может быть, даже намеренно перемещён на дно нового водоёма  под толщу воды.

К сожалению, никаких документальных свидетельств этому нет. Остаётся много вопросов, остаётся надежда. Между тем, многострадальный  прах  «алапаевских мучеников» до сих пор остаётся в древней земле Китая.

В 2004 году на 10 дней в Москву были привезены святые мощи великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Ей одной из «алапаевских мучеников» довелось хоть на время вернуться на Родину, которая в силу  слишком сложных внутренних противоречий так сурово с ней обошлась.

Толпы прихожан, просто граждан России имели   возможность поклониться мощам той, которая когда-то давно-давно создала в Замоскворечье Марфо-Мариинскую обитель и приняла мученическую смерть.

В 1987 году, когда в России уже началась перестройка, в том числе и в умах, был явный шанс положить конец многострадальным скитаниям праха «алапаевских мучеников», дать им долгожданное успокоение и упокой на родной земле. Явно был, но Россия им не воспользовалась.

Ещё большего сожаления вызывает тот факт, что во время  визита в Китай в мае 2013 года Митрополита Московского и всея Руси Кирилла и его службы на той самой территории посольства России, мы ничего не услышали  об истории «алапаевских мучеников». Говорилось многое об истории христианства в Китае, о судьбах албазинцев, дружбе китайского и русского народов.

Вероятно,  если выражаться словами упомянутого ранее посла России Кудашева, этот факт так и остаётся для России   «щекотливым вопросом».

Справедливости ради, стоит отметить, что Генеральная Прокуратура России в 2009 г. реабилитировала посмертно всех убитых в Алапаевске.

Русская православная церковь за рубежом канонизировала всех убитых (кроме Ф.Ремеза). А вот Русская православная церковь удостоила этой чести только двух из них — великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару.

Может, потому и не были упомянуты  «алапаевские мученики», что останки двух канонизированных из них уже давно были не в Китае?

Более подробную информацию можно найти в книгах:

Старосельская Н. Повседневная жизнь «русского» Китая. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 376 с.

Янчевецкий Д.Г. 1900. Русские штурмуют Пекин. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. -640 с.

Усов В.Н. Советская разведка в Китае в 20-е годы XX века. — М.: «Дом Конфуция», 2011. -384 с.



Добавить комментарий