Церемония прощания с патриотическим епископом в Пекине отразила его двойственное положение

Прошедшая на днях в Пекине церемония прощания с умершим руководителем протестантского направления в “патриотической” религиозной системе материкового Китая отчетливо выявила двойственное положение священнослужителей при однопартийном режиме. В силу принадлежности к религиозной общине епископ Дин Гуансюнь (Ting Kuang-hsun) не мог стать авторитетным членом компартии, но как проводник маоистской идеологии в среде верующих пользовался статусом важного аппаратчика.

Почетный председатель патриотического движения ‘трех самостоятельностей’ (TSPM) и почетный глава совета китайских христиан (CCC) скончался в 10 утра 22 ноября в возрасте 98 лет. Как отмечается в заметке Синьхуа, по поручению центрального руководства на кремации, состоявшейся в Наньцзине, столице провинции Цзянсу, 27 ноября, присутствовали член правящей верхушки полибюро Юй Чжэншэн (Yu Zhengsheng) и зампредседателя национального комитета народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) Чжэн Ваньтун (Zheng Wantong).

В посланиях соболезнования, направленных “в разной форме его родственникам” от имени всех 12 высших партийных бонз, включая Ху Цзиньтао, Си Цзиньпина и Цзян Цзэминя, его называли «выдающимся патриотическим религиозным лидером» и «близким другом компартии Китая».

Официальные снимки с церемонии прощания, распространенные через портал SINA и другие материковые сайты, делятся на две серии. Первая группа представляет мероприятие, совершенно далекое от религии: тело епископа покрыто красным флагом, на портрете он в костюме с галстуком, а на транспаранте написано «Оплакиваем епископа Дин Гуансюня». Вторая группа придает событию религиозный характер: на тело положили белое покрывало с крестом, повесили портрет в одеянии епископа, а на транспаранте слова «Епископ Дин Гуансюнь да упокоится в мире в длани Господней».

Дин Гуансюнь был активным защитником интересов однопартийного режима, продвигавшим хорошо известную по советским временам практику социалистического клерикализма. Священнослужитель отвечает главным образом за то, чтобы в церковных общинах не было никакой дискуссии по поводу решений партии, иначе он подвергается преследованиям, доходящим до заключения в тюрьму. Тем же, кто готов пропагандировать мудрость партийных бонз на международном уровне, полагаются льготы и привилегии.

Будущий патриотический религиозный деятель родился в христианской семье в 1915 году, в 1942-м получил степень по теологии в престижном St John’s University в Шанхае и в том же году был рукоположен на пост викария Англиканской церкви. В 1954-м Дин Гуансюнь вошел в число 138 христианских лидеров, обязавшихся во всем поддерживать компартию. Движение ‘трех самостоятельностей’ требовало от всех материковых общин оборвать контакты с заграницей и провозгласить лояльность партийной идеологии.

Mногие христиане открыто презирали его позицию, опиравшуюся на утверждения, что протестантская церковь «должна подстраиваться под социализм», и что спасение души достигается только в тех общинах, которые действуют в рамках партийной идеологии. Он также активно занимался «теологической перестройкой», в соответствии с которой христианство должно было превратиться в народную веру с китайскими характеристиками, никак не связанную с зарубежным происхождением.

«Он проповедовал то, что было удобно для распространения [пекинской] ветви социализма, например, охранять правление компартии, обеспечивать стабильность, объединение страны», — приводит South China Morning Post нелицеприятную оценку, которую дал ему профессор Китайского университета Гонконга Ин Фук-цан (Ying Fuk-Tsang). По замыслу “патриотического” епископа протестантской церкви отводилась роль подобострастной прислуги партаппарата, пожертвовавшей основными христианскими ценностями в обмен на господдержку и прочие льготы.

Как подчеркнул пастор Цзинь Тяньмин из домашней церкви Shouwang, одной из самых известных христианских общин Китая, Дин Гуансюнь придавал специфическое значение идее «компромисса во имя веры». «Но это христианству следует влиять на общество, а не вера должна следовать [политическому] курсу», — отметил он.

Епископ Дин Гуансюнь в течение почти 20 лет занимал также пост заместителя председателя НПКСК и был делегатом всекитайского собрания народных представителей. Он возглавлял – практически с момента основания в 1985-м — издательство Amity Foundation, выпускающее библейскую литературу, и был почетным президентом Наньцзинской теологической семинарии. Он располагал серьезными возможностями для взаимодействия с государственно-партийными чиновниками, но оставил после себя лишь устаревшие схемы. Достаточно бегло просканировать материковые новостные источники, чтобы убедиться в том, что христианским общинам придется и далее следовать по пути “теологической перестройки”.

Совет китайских христиан и национальный комитет TSPM запланировали на период с 2013 по 2017 год кампанию по распространению “позитивного и правильного теологического мышления”, сообщается на сайте англоязычной China Daily, ориентированной, между прочим, еще и на внешнюю пропаганду. Группа из 16 прошедших специальную переподготовку деятелей будет читать с церковных кафедр проповеди для пасторов и верующих, воспитывая христиан “в духе времени”. Объявляя 25 сентября о проведении кампании, президент CCC Гао Фэн (Gao Feng) сказал, что целью проекта является “извлечение из Библии, религиозных доктрин и церковных традиций моральных основ, совместимых с текущим моментом, дабы поощрять верующих делать больший вклад в экономическое развитие страны, социальную гармонию и культурное процветание”.

Эта кампания станет «крупным событием» в строительстве китайской христианской теологии, заявил начальник госуправления по делам религии Ван Цзоань, подчеркнувший, что христианство “должно быть совместимым” с нормами социалистического общества.

Наверное, стоит заметить, что в религиозной практике советского социализма подобные формулы были общим местом, но все проповеди «чекистов без погон» быстро стали чем-то таким, о чем неприятно упоминать вслух.

wangpa



Добавить комментарий