Послушал выпуск лаовайкаста с отцом Кураевым и решил написать небольшой отзыв с впечатлениями.
На мой взгляд, выпуск получился провальным по следующим причинам.
Совершенно очевидно, что ведущие ничего не смыслят в обсуждаемых вопросах, и даже никак не пытались подготовиться к встрече, по свой старой привычке решив ограничиться вопросами слушателей. А так как слушатели прислали вопросы дурацкие, то и диалог получился на редкость идиотский.
Совершенно очевидно и то, что религиозная тематика для ведущих не интересна, но не сделать глубокомысленного лица, дабы не потерять своего собственного они не смогли. Отсюда, все эти «философские» рассуждения и попытки произносить «умные» слова, выговорить которые они просто не в состоянии. Это бесконечное меканье, беканье и подхихикивание ведущих изрядно портит эфир.
Бросается в глаза, что по уровню знаний и умению вести диалог, Кураев несоизмеримо превосходит всех ведущих вместе взятых. Думаю, Кураев про себя немало подивился, зачем он пришел в этот детский сад.
Сам Кураев хоть и хорош в богословских тонкостях, но совершенно не знает религиозную ситуацию в Китае, поэтому его появление в лаовайкасте вызывает больше вопросов, чем отвечает на них.
Одним словом, ребята, стебались бы вы лучше над китайцами, а умные гости не ваша спецификация.
А теперь непосредственно к беседе с Кураевым. В первую очередь порадовало, что Кураев приехал в Китай как турист, а не по специальности. Хотя, конечно, он будет приглядываться к китайской специфике с точки зрения православия, но, надеюсь, он увидит всю тщетность миссионерских поползновений РПЦ в этом регионе.
Забавный получился диалог про миссии в Китае и Японии. С точки зрения Кураева, успех японской миссии целиком основан на личности Николая Японского . А де, в китайской миссии миссионеров такого уровня не было. Тезис, прямо сказать, сомнительный. Дело, скорее, не в личных качествах пастырей. Помолчу про японскую миссию, так как о ней мало что знаю. Но вот Русская духовная миссия в Пекине была очень представительной. Всего миссий было двадцать с 1715 по 1956. И в Состав Русской духовной миссии в Пекине входили невероятно целеустремленные и талантливые люди. Взять хотя бы гордость русской китаистики архимандрита Иакинфа или архимандрита Палладия. Так что дело не в личностях, а в китайской среде. Китайцы переварили буддизм, переварили монгольское завоевание (династия Юань), переварили маньчжурское завоевание (династия Цин), а уже переварить каких-то христианских проповедников для них было плевое дело. Поэтому и духовные пастыри русских миссий известны не как религиозные деятели, а как выдающиеся синологи. Их пример современной РПЦ наука.
Далее Кураев совершенно верно говорит, что апостольская вера может распространяться только среди наций, не имеющих письменность. Думаю, этот тезис справедлив не только для христианства. Сейчас все нации уже окучены и распределены по конфессиям. Поэтому церквам ничего не остается, как отщипывать паству друг у друга. Но миссионерская деятельность христианских церквей в Китае заведомо обречена на провал. Опять-таки дело в отличном китайском пищеварительном тракте, который и христианство переварит без ущерба для себя. Кто в этом сомневается, советую прочитать первую фразу из Евангелия от Иоанна в переводе на китайский:
太初有道 , 道与神同在 , 道就是神 。
Думаете здесь написано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог?
Буквальный перевод с китайского следующий:
В начале было Дао, Дао и Дух были вместе, Дао и есть Дух.
Не буду сейчас углубляться в тонкости того, насколько верно переводить Логос словом Слово. Но что переводить Логос понятием китайской философии Дао, это очевидный бред. Таким образом, христианство превращается в подраздел даосизма. Тем более что и понятия Бога в китайском языке (в христианском понимании творца) тоже нет. А как говорить о Боге, если он отсутствует уже на уровне терминологии.
Второй момент, который забывают миссионерские мечтатели, это то, что у китайцев чрезвычайно развиты мистические концептуальные построения. Конкурировать в этой области на уровне неграмотных китайцев еще можно, а вот образованные китайцы – это настоящая беда. И если Ицзин в значительной мере превратился в отвлеченную материю для ума, склонного к парадоксальному мышлению, то конкуренцию с буддизмом христианству никогда не выиграть.
Сразу хочу очертить мое отношение к религии. Будучи стихийным пофигистом, я могу предположить, что некое Начало, создавшее этот мир, можно назвать Богом, ну, а можно назвать и Большим Взрывом. Суть от этого мало меняется. Ни то, ни другое не отвечает на все возникающие вопросы, а, следовательно, обе концепции имеют право на существование. Мои симпатии к буддизму основаны исключительно на его логике.
Будда, объясняя смысл человеческого существования, использовал схемы, которые объясняют все этапы и сложности достижения нирваны. Четыре благородных истины и теория дхарм дают по-настоящему безупречное описание человеческой психики, ее изменения в нужном направлении и сложности, встречающиеся на пути к полной трансформации духа.
Сравните с расплывчатым христианским «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Я даже не припомню каких-либо серьезных трудов на русском языке, посвященных научному исследованию христианства, ну, может быть, кроме книг Морозова «История человеческой культуры в естественно-научном освещении», да и тот анализирует Библию больше с точки зрения вопросов истории. В то время как философию буддизма изучали такие выдающиеся ученые как Щербатской, Ольденбург, Розенберг и другие. Даже на уровне терминов мы видим любопытную градацию. Христология – это отрасль христианского богословия, а буддология — научная дисциплина.
Но вернемся к Кураеву. В беседе он предлагает продвигать идеи православия, окучивая тех китайцев, которые понаехали в Россию. Вплоть до того, что даже дублировать названия икон в храмах на китайском. Ну, да. Сначала дублируем названия икон, потом службы ведем на китайском, а затем превращаем РПЦ в филиал пропаганды КПК.
Далее начинается опять православное нытье, что проклятые большевики переломили хребет русскому народу, и воли к жизни сейчас не наблюдается. И в это ситуации всеобщей русской аннигиляции, РПЦ, дабы не погибнуть окончательно, может передать свои миссию новым варварам, хотя бы тем же китайцам. Ну, хоть стой, хоть падай. Тьфу, господа попы, уже двадцать лет как большевиков можно увидеть только в одном экземпляре и в одном месте – мавзолее Ленина, а вы всё зуд свой антисоветский вылечить не можете. Поэтому, да здравствует православный коммунистический Китай. Вот, оказывается, какая программа-максимум у нашей РПЦ.
Интересный вопрос был про синкретические религии в Китае. Но Кураев явно к этим вопрос не владеет, а жаль. Иначе не стал бы нести ту ахинею, которую озвучил выше.
Весь последующий бред мне даже комментировать лень, насколько это неинтересно, банально и лицемерно.
давно не слушаю подкаст ибо см. выше. а что вы ожидали? и почему вдруг послушали и отписали так много г… нева? почему б уж самому автору дкд не сделать альтернативный подкаст, а?
Собственно ничего сверхъестественного от ведущих я давно не ожидаю, потому что знаю их потенциал. Но вопросы религии меня привлекают, поэтому надеялся, что хотя бы сам Кураев вытянет за ведущих планку обсуждаемых вопросов на профессиональный уровень. Но это не случилось, получилась встреча не с отцом, а с туристом.
надо автору дкд продвигать свой сайт как площадку многостороннего общения и стимулировать оставления каментов к статьям!
Поддерживаю!
Отличный блог, злободневные статьи, сайту главным образом не хватает только коммуникабельности.
здорово! предлагаю каждому посетителю сайта, кто поддерживает такую идею оставить пару предложений, как развить общение на дкд (бесплатно = во благо своей же идеи и необходимости общения на излюбленную нами тему рисового соседа). чуть позже подумаю и отпишусь сам
самое очевидное — сделать комментирование доступным без регистрации (тем более без одобрения трех первых комментариев админом 🙂
во-вторых, возможно стоит сменить тему блога, благо в вордпрессе это так легко. Аскетизм мне лично нравится, но многие картинки и фото криво отображаются в заметках.
комментировать без регистрации уже можно, с одобрением первого коммента. Поменять тему в планах.
так подумал, ведь фотки криво отображаются (вылазят за поля мессаджа) не столько из-за темы, сколько из-за того, как они вставляются в самой заметке. А в целом эта тема уже как-то привычной стала. Наверное, только фон поменял бы на монотонный, а так все норм.
как хорошо, что теперь здесь легко каменты оставлять
Страшное признание сделал Кураев в этой беседе, которое, судя по происходящему в стране, является официальной точкой зрения и властей светских, а властей духовных: на русских поставлен крест (опять большевики виноваты, ясное дело ;)), поэтому взамен надо пригнать побольше «варваров» или поехать к «варварам» и передать им накопленное культурное наследие, видимо, включая и нашу землю. Вот Кураев и поехал приглядываться к китайцам. Видимо, средне-азиатские варвары оказались гораздо более строптивыми, чем о них властями думалось раньше, поэтому начали метаться, искать новых. С китайцами они, конечно, глубоко ошибаются, в статье об этом хорошо написано, но сам факт на лицо.
А кто автор этого текста?
Как для верующего, Кураев слишком много чертыхается (что меня весьма удивило, будь он просто верующим одно дело, а вот официальный представитель РПЦ такого уровня совсем другое). Да и в вопросах богословия он разбирается только с православной точки зрения, а не с богословской. Откровенно говоря не вижу в чем его такое величие, учитывая, что никогда к нему симпатии не испытывал, а скорее наоборот.
«а вот официальный представитель РПЦ такого уровня»
он неофициальный. Он простой дьякон(даже не иерей, каковым, извиняюсь, Охлобыстина заделали), преподаватель много чего. Никакой пресс-службой он не является, высокий уровень у него только одного — известности и тиражей. Насчет точки зрения все еще интереснее. Я явно у него вижу следы, хехе, профильного образования(кафедра научного атеизма), собственно в богословии он сугубо аутодидакт.
автор вроде как я
Значит я правильно подумал)) Весьма согласен насчет бреда)
Интересный коммент. ДКД — респект и уважуха! Мое мнение: служители церкви — прежде всего люди, человеки — со всеми вытекающими отсюда общечеловеческими последствиями. Про окормление китайцев он не умышленно, я думаю, сказал. Ему Просто надо было что-то сказать-вот он и сказал. Как он лично думает и как видит эту проблему. Не думаю чтобы у РПЦ были какие-то глобальные стратегические планы насчет китайцев. В конечном счете в РПЦ на эту тему никто никогда всей правды не скажет. А мы, соответственно, правды этой не узнаем…
Еще: у уважаемого ДКД несомненно большой интеллектуальный потенциал. Но нельзя так постоянно и настойчиво демонстрировать свою личную неприязнь к Ма и Ко. Это по большому счету контр-продуктивно, мне кажется. И лично у меня вызывает неприятные ассоциации: обиженный аутсайдер-одиночка норовит все время побольнее укусить своих конкурентов. Надо как-то делом что-ли конкурировать. Давайте общий круглый стол например сделаем. А потом все Это в лаовайкасте и в дкд выложим. Предмет для обсуждения у таких интеллектуалов по-любому найдется
Да нет, никакой неприязни у меня нет. Я как акын, что вижу, о том и пою. Как говорил Мэнцзы в переводе Колоколова — Зачем обязательно говорить о выгодах? Есть ведь также нелицеприятность и справедливость, вот и все. ))
а как сказал гениальный рыжийсЁр всея Руси: «да ебись оно все конем!»
Уважаемый автор, понимаю, что Ваш пост не о религиях, но Вы очень удачную цитату привели, сами того не подозревая. По теме статьи уже немало откомментировали, но вот что замечу. Фраза «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» это очень сильное утверждение, которое отражает суть в том числе буддизма. Смысл ее в том, что очищая сердце и сознание (например, при помощи медитации, культивации добродетелей, и прочих техник) человек приходит к пониманию Бога. Не в примитивном смысле, как дядьки сидящего на небесах и выискивающего в каждом недостатки, а в том виде, в котором он на самом деле есть, и который не очистив сердце невозможно осознать. Так уж все устроено. Быть может когда нибудь эта информация Вам окажется полезной.
Так утверждение еще не дает понимания того, как достигнуть этого состояния. Это констатация, а не алгоритм.
На это возражений нет. Я согласен, что среди китайцев, с их уходящим в тысячелетия прагматизмом, христианство имеет мало шансов.
что значит поменять тему?
в смысле themes wordpress
т.е. тот же контент, но другой площадке / платформе?
оформление блога
не помешает
то есть цвета монотонного, а не текстуры. Но это, возможно, только мои предпочтения 🙂