Непростой выдался год для гуру здорового образа жизни. Чжан Вубэнь (Zhang Wuben, консультант-диетолог; в своих телепрограммах и книгах продвигал сырые овощи в качестве лекарства от целой кучи серьезных заболеваний) был подвергнут жестокой критике за подделку дипломов и невероятные цены за короткие консультации. Позже внимание средств массовой информации переключилось на Ли И (Li Yi), даосистского мастера, предоставлявшего довольно дорогие услуги богатым и знаменитым клиентам в Китае. Ли И заявлял, что владеет сверхъестественной физической силой, включая способность лечить рак. Всего пару недель тому урологу Сяо Чуаньго (Xiao Chuanguo) был вынесен приговор к тюремному заключению в 5,5 месяцев за то, что врач заказал избиение двух научных журналистов. Работники пера обвинили Сяо Чуаньго в фальсификации результатов теста с целью увеличить популярность разработанной им процедуры.
В начале 90-х эссеист Сан Е опубликовал статью, в которой выразил надежду, что китайское общество больше не попадется на удочку псевдонаучных панацей: “Этот век – эра информации, и ничто не сможет сохранить популярность не то что 5 веков, но даже 5 сотен дней”. Тем не менее, меньше чем через 10 лет, врач-самоучка Ху Ваньлинь (Hu Wanlin) за несколько лет убил немало народу, предписывая своим пациентам лечение цигун и отвары ядовитых трав от всех заболеваний. До ареста и заключения под стражу, Ху получил не один лестный отзыв в прессе и агиографию от популярного романиста [1].
Работа Сан Е было опубликована в апреле 1992-го в журнале Душу (读书) под названием “Очнулся ли Китай от сна?” (国人梦已醒?). Своим появлением статья обязана популярности нескольких книг, продвигающих паранормальные способности мнимых экстрасенсов: один из них якобы владел телекинезом и мог телепортировать американское и советское ядерное оружие. Другая книга детально описывала процесс изучения информационного языка Вселенной, который позволял общаться с пришельцами; третья книга вышла даже с аудиокассетой, демонстрирующей силы автора во время проигрывания. Дальше Сан Е приводит небольшой список модных “здоровых увлечений”, которые успели прокатиться по стране за время его жизни:
Первый миф – это комбуча, или чайный гриб (茶菌). Это что-то вроде тины или вымоченного в воде моллюска [2]. Считалось, что употребление чайного гриба в пищу продлевает жизнь, и любой человек сможет стать долгожителем и увидеть тот рай, что готовит нам будущее. Второе увлечение – это питье холодной воды (喝凉水). Полстакана холодной воды рано утром обещало… я уже даже забыл, что. Наверное, профилактику или лечение каких-то заболеваний. Третий миф – инъекции куриной крови (打血). Пациенты приносили в больницу молодого петушка, врач брал у него несколько миллилитров и вводил непосредственно клиенту. Еженедельное повторение процедуры должно было сделать пациента энергичным и сильным, как бык. Миф четвертый – размахивание руками (甩手). Нужно было встать часов в пять утра, выйти к дороге и, вдыхая свежие автомобильные выхлопы, целый час размахивать руками. Это должно было избавить человека от всех проблем со здоровьем: от обычной простуды до рака. Миф пятый – “стояние столбом” (站), нечто вроде “внешней алхимии”[3]. Это тоже было очень популярно. Принцип действия довольно сильно отличался от работ по внешней алхимии. Этот способ был довольно агрессивным: автор рассказывал, как нужно тренироваться 80-тилетней бабушке, чтобы драться с хулиганами, и тому подобное. Вскоре эта мода прошла, и люди начали эксперименты со “слушанием” печатных букв и трехдневным голоданием. Обнаружились люди, которые были способно пройти “сквозь” автомобиль или были “неуязвимы” для острых предметов. Те же, кто имел доступ к документам китайских и американских спецслужб, никак не могли понять, почему американские файлы (как и документы их китайских коллег) хранились на бумаге, захламляя кучу пространства, а не на удобных компьютерных дисках. В свое время, все это забылось, и теперь новые гуру наслаждаются успехом.
Многие из вышеперечисленных практик в той или иной форме сохранились и по сей день. Комбуча в некоторых странах применяется в виде пищевой добавки, причудливые физические упражнения появляются и тихонько исчезают каждые пару лет, пить воду вообще советуют всегда (правда, не совсем для лечения от рака). Куриная кровь – это уже скорее пережиток прошлой эпохи. Такие народные средства существовали в те времена, когда эффективная медицина и квалифицированные врачи были в дефиците. Тогда концепция лечения разных клинических проблем (от абнормального кровяного давления до бесплодия, облысения или лейкемии) всего лишь внутримышечными инъекциями куриной крови очень нравилась людям, ведь часто им не особо приходилось выбирать. Да и медицинские учреждения тогда у многих вызывали некие подозрения.
Терапия куриной кровью (鸡血疗法) впервые появилась в 60-х. Этим методом лечения очень заинтересовались органы здравоохранения. В итоге практику изучили, признали опасной и в 65-м запретили. Тем не менее, в стране воцарилась анти-интеллектуальная обстановка, а культурная революция, вспыхнувшая в следующем году, заставила Министерство Здравоохранения снять запрет. В результате этого по стране прокатилась массированная реклама терапии – сначала в Шанхае и столице, а затем уже на остальной территории. Ниже приводится вступительная часть к брошюре, которая была опубликована в середине 1967-го компанией Post&Telecom Rebel Corps в провинции Цинхай:
Терапия куриной кровью: абсолютная победа в битве с реакционным путем капиталистического класса!
Премьер Чжоу сказал: “Запрет терапии куриной кровью Центральным министерством здравоохранения – это нарушение идей Мао Дзэдуна!”
За 8 лет (с мая 1959 года) терапия куриной кровью, благодаря своей эффективности, распространилась по всей стране. Крестьяне, рабочие и солдаты в каждой горной деревеньке и каждом поселке приветствовали ее. Терапия стала великолепным дополнением к призывам: “Подготовься к войне, приготовься к голоду. Все для блага народа”. Центральное министерство здравоохранения и Департамент здравоохранения Шанхая приняли реакционную позицию капиталистического класса, использовали “авторитетных экспертов” и “зарубежные конвенции” и запретили терапию куриной кровью. Это нанесло непоправимый вред здоровью людей после 8 лет применения терапии!
С началом культурной революции хунвэйбины в столице и Шанхае разослали группы изучения терапии во все уголки страны, чтобы разобраться в ситуации. По возвращению в Пекин им была оказана поддержка высших лидеров. “Министерство здравоохранения для городских господ” [4] вынуждено было признать свою ошибку, и 26-го декабря 66-го года по всей стране объявили об отмене запрета на терапию куриной кровью.
В последующие десять лет люди, вооружившись петухами, выстраивались в очереди к диспансерам за инъекцией крови. Но с завершением Культурной революции об этом все забыли. Как и много о чём из той эпохи. Актеры сяншэн Цзян Кун (Jiang Kun) и Ли Вэньхуа (Li Wenhua) высмеяли всеобщее помешательство на комбуче и терапии куриной кровью в до боли поучительном скетче под названием “Не будь суеверным” (莫迷信). Во время создания этого скетча терапия куриной кровью была уже смутным воспоминанием, а к моменту выхода статьи Сан Е и вовсе забылась, оставив след лишь в народном выражении “Такой воодушевленный, будто мне куриной крови вкололи” (我像打了鸡血一样兴奋). История происхождения этой терапии уже утеряна, если даже и была известна в период ее расцвета. Популярная версия, которую упоминает Сан Е в своей статье, приписывает создание терапии гоминьдановцу, которого хотели казнить после революции. Говорят, будто он попытался выменять этот секрет на помилование.
С тех пор прошло уже 20 лет, и обычным людям теперь не составляет труда в поисках информации обраться к первоисточникам. Памфлеты, отпечатанные на мимеографе, и рекламные буклеты можно купить в интернете у продавцов подержанных книг всего за пару долларов. В этих памфлетах черным по белому написано, как в 50-х годах мужчина, ассистировавший при наблюдении за петухами в рамках тканевой терапии (ее родина – Советский Союз), изобрел терапию куриной кровью.
Автором терапии стал врач Юй Чанши (俞昌时), принимавший участие в революции. К концу 50-х он работал на текстильной фабрике в Шанхае, и именно тогда, после 7-ми лет введения куриной крови себе, он впервые решился на эксперимент на постороннем человеке. Чтобы как-то продвинуть результаты своих собственных исследований, Юй Чанши разослал буклеты в крупнейшие агентства страны, и вскоре была создана официальная исследовательская группа. Правда, заключение было вовсе не таким, какого ожидал Юй.
История Юй Чанши в подробностях описана в специальном издании журнала Национальная История (先锋国家历史), посвященном истории Шанхая. С разрешения журнала, ниже я привожу перевод той статьи (ее автор – Ду Син (杜兴):
Почему абсурдная “терапия куриной кровью” пользовалась таким успехом во времена Культурной Революции?
Ду Син, Национальная История
26-го мая 1959 года 8 часов утра на Третьей Текстильной Фабрики Wing On в Шанхае врач по имени Юй Чанши ввел себе инъекцию свежей куриной крови прямо на глазах пациентов. Еще через пять лет он повторил “публичное представление”, рассказав затем, что “через три часа пришло ужасное чувство голода” и он “за обедом съел целую четверть килограмма риса”.
Личная демонстрация терапии врачом не оставила пациентам никаких сомнений. После обеда в тот же день 40 человек попросили Юй Чанши ввести им куриную кровь. Чудеса не заставили себя долго ждать: “Мужчина уже через пять минут излечился от кашля, который долго его мучил. Другой человек, страдавший такой одышкой, что уже не мог спать, на следующую же ночь быстро и крепко уснул. Еще у одного пациента моментально прошли желудочные боли, а другой избавился от фурункулов”.
Это был уже не первый раз, когда Юй Чанши вводил куриную кровь. Придерживаясь того мнения, что терапия куриной кровью – это чудесное средство от множества заболеваний, Юй Чанши экспериментировал с этим уже много лет. С началом “Большого скачка” врач понял, что следует предпринимать активные действия. Никто не мог ожидать, что терапия куриной кровью, казавшая и вовсе абсурдом, прокатится по всей стране с такой энергичностью и останется популярной в течение целых 10-ти лет.
Начало
Юй Чанши родился в 1903 году в городе Наньлин, провинции Аньхой. Его биография богата революционными фактами. В возрасте 19 лет, когда Юй Чанши учился в Шанхайском медицинском университете, он вступил в Коммунистический Союз Молодежи Китая и уже через год стал членом Коммунистической партии. Во время Движения 13-го Мая 1925 года Юй Чанши был активным участником Союза Рабочих Шанхая. В конце 1926 года он вернулся в Наньлин, где основал местное отделение партии. Он работал секретарем и возглавлял крестьянскую кампанию области Нанлинг-Уху. В городе Учан врач какое-то время провел в тюрьме.
Согласно записям Юй Чанши, в ноябре 52-го года он работал санитаром в Наньпине, провинция Цзянси. Однажды ему довелось измерять температуру тела курицы ректально, и градусник показал больше, чем 42°С. Дальнейшие измерения показали температуру даже в 43°. Свои рассуждения он записал так: “Такая высокая температура тела, должно быть, является результатом регулирующих функций центральной нервной системы и высокой согревающей способности крови”. В литературе по традиционной китайской медицине можно найти немало упоминаний об использовании куриной крови при лечении разных заболеваний. И Юй Чанши родилась дерзкая идея: а если человеку ввести куриную кровь?
В начале 50-х советская “тканевая терапия” была широко распространена в Китае. Ее суть заключалась в том, что человеческие ткани – кожа, печень, мозг, плацента – вводились в кожу или под кожу пациента с целью излечения каких-либо заболеваний. “Мне же пришла мысль, что куриная кровь – просто другой вид ткани, так почему бы она не могла производить схожий эффект?”. Юй Чанши сначала решил опробовать это на себе. С этой целью он взял у петуха 3 кубика крови и ввел ее себе в дельтовидную мышцу. Описанный ним эффект: “Я ничего не почувствовал. Не было ни боли, ни зуда, ни отека”. Последующие пару дней Юй Чанши пребывал в приподнятом настроении и имел повышенный аппетит. Еще через три или четыре дня “произошло чудо” – прошла его хроническая эпидермофития стопы, а также перхоть.
“Я рискнул сделать себе инъекцию еще несколько раз, а потом делал уколы и другим”. Среди подопытных кроликов Юй Чанши была 15-тилетняя девочка, страдающая от хронических болей в животе, фермер с воспаленными ногами и женщина с раком влагалища. “У всех них наблюдались отличные результаты в кратчайшие сроки”.
В канун нового 1959 года газета Жэньминь Жибао вышла с передовицей под названием “Встретим Новый Год и великие победы”, подтверждающей осуществление Большого скачка в построении социализма в 58-м году, а также успех движения народных коммун. 18 апреля состоялось Второе Всекитайское собрание народных представителей, где Председатель государственного совета Чжоу Эньлай сказал: “Национальный экономический план на 1959 – это продолжение Большого скачка”. Чжоу также подчеркнул: “… масштабы огромны, а поставленные задачи грандиозны. Но можно сказать, что потенциал наш еще не исчерпан и цели будут достигнуты. Возможности в производстве для технологических инноваций и революций просто безграничны”.
Как раз в этот момент и настал час Юй Чанши. В июне 1959, пользуясь набирающей обороты технологической революцией, он начал испытания своей терапии на рабочих Третьей текстильной фабрике Wing On, где сам и работал. “Всего за месяц я сделал более трехсот инъекций. Каждому пациенту вводилась одна или две инъекции (максимум – 5 или 6), и проявлялись самые разнообразные реакции, заслуживающие внимания”.
Результаты исследования, проведенного региональным бюро здоровья в районе Цзинъань, подтвердили, что Юй Чанши действительно излечил 203 пациента с помощью терапии куриной кровью. “Проанализировав материал, полученный на основе устных свидетельств пациентов, мы подсчитали, что средний уровень улучшения клинических симптомов, таких как избыточная менструация, желудочная язва и мигрени, составил 65%”. Тем не менее, в “36% случаев отмечались повышение температуры, сыпи и отеки лимфатических узлов”. Соответственно, в Бюро здравоохранения пришли к выводу, что необходимо больше данных, и с разрешения районного секретаря Ли Мэйшэна, была создана лаборатория с исследовательской группой, в состав которой вошел и Юй Чанши.
Вот с этого момента и берет начало история терапии куриной кровью, популярность которой не обошла ни один из уголков страны. Теперь, в составе исследовательской группы, Юй Чанши преисполнился ожиданием великих событий.
Опыты
Исследовательская группа начала с опытов на животных. Изначально наблюдения показали, что куриная кровь проявляет серореактивные свойства, правда, в меньшей степени, чем лошадиная. Через полгода “было решено начать клинические опыты при готовности реанимационного оборудования”. К 1962-му было излечено уже более 1320 пациентов.
В отчете Шанхайского бюро здравоохранения зафиксировано, что из 688-ми тестовых случаев за двухлетний период были выявлены положительные краткосрочные результаты в таких заболеваниях: меноррагия, эффективность 97,8%, и пептическая язва с эффективностью в 78%. После инъекций у многих пациентов наблюдалось повышение аппетита, улучшение сна и приподнятое настроение. Тем не менее, побочные эффекты тоже были довольно серьезными. Из 980 пациентов, которые получили 4 и больше инъекций, побочные эффекты в течение 5-7 дней наблюдались у 165 (16,6%). Среди них: озноб, жар, диарея, отекшие лимфатические узлы, сыпи, локализированные отеки и боли, шок. Самой распространенной реакцией был жар, повышающийся в зависимости от количества введенной крови. Также было зафиксировано 6 случаев шокового состояния: сразу же после инъекции пациент чувствовал давление в груди, нехватку дыхания, головокружение, туман в глазах, слабость в ногах, наблюдались бледность, воспаление глаз и учащенный пульс. В отчете отдельно указывалось, что “при оказании неотложной помощи симптомы проходили”.
Из-за довольно сильных аллергических реакций на сыворотку куриной крови, Бюро здравоохранения Цзинъаня и Биохимическая фармацевтическая фабрика Шанхая решили начать совместную работу над гипоаллергенным порошком куриной крови. “Тестовые наблюдения не показали никаких побочных реакций”. Таким образом, во второй половине 62-го бюро перешло со свежей крови на порошок. К концу 64-го было проведено больше 150 тысяч тестов без единой аллергической реакции и с “явными быстрыми лечебными эффектами”.
Юй Чанши был расстроен. Он считал, что специалисты “преувеличили проявление реакций” и отбросили лечебные эффекты. Юй Чанши заставил исследователей прекратить их работу. Производство порошка из куриной крови не только “снижает леченый эффект, но и сохраняет все побочные эффекты. Его производство очень дорогое и сложное, что расходится со всеобщим настроем ‘быстрее, выше, сильнее’”.
Согласно записям Юй Чанши, он водил себе куриную кровь каждые два-три дня, а иногда даже каждый день. И с начала его работы с терапией в 1959, у него не было никаких побочные эффектов. “Для меня это лучшая форма поддержки организма. Использование крови на протяжении долгого времени обеспечивает профилактику заболеваний и способствует продлению жизни. Если вы больны – вы выздоровеете, если нет – вы только станете здоровее”. Более того, терапия имеет также и омолаживающий эффект. Юй Чанши вводил кровь своей жене и друзьям, и у всех них проявились отличные результаты.
Согласно его статистике, за 5 лет лично Юй Чанши обнаружил лечебное действие крови при как минимум 25 болезнях: желчные камни, филяриоз, отечность ног, сердечная недостаточность, пресбиопия, диарея, тестикулярный склероз, обморожение, пролежни, потеря упругости кожи, выпадение волос и др. Терапия также поднимает настроение, улучшает зрение и выносливость, уменьшает склонность к простудам, увеличивает потенцию, сон и работу кишечника, обеспечивает профилактику многих заболеваний.
В отчете Бюро здравоохранения Шанхая указано, что Юй Чанши, не желая сотрудничать с исследовательской группой, принимал пациентов у себя дома. Юй Чанши под предлогом технологической революции не слушал никаких уговоров. “И что из того, что Чэнь Чжунвэй заново соединил кровяные сосуды в поврежденной руке? [5] Я мог бы сделать то же самое. Что действительно намного превосходит международные стандарты, так это терапия куриной кровью”.
В отчете указано, что Юй Чанши отпечатывал множество рекламных материалов, преувеличивая лечебный эффект терапии, и распространял их по всему Китаю. Статистика неполная, но, тем не менее, есть данные, что пациенты и медицинские учреждения в 27 провинциях и городах получили его буклеты. В них терапия куриной кровью была названа “новой, чудесной панацеей”. В рекламных материалах Юй Чанши утверждал, что терапия является “разработкой международного уровня”, и что якобы по этой причине власти проводили “секретные испытания” терапии. Кроме того, он рассказывал, что многие из известных деятелей в стране уже давно применяют эту терапию. В буклете “Терапия куриной кровью”, вышедшем 24 августа 64-го года, было собрано около ста случаев, описанных в том же стиле, что и чудесные “секретные формулы” в сегодняшних газетах и телепередачах. Для тех районов, куда доступ информации был ограничен, слова “решения властей” и “секрет”, которые используют “государственные деятели”, были особенно заманчивыми. “В то время терапия распространилась по всей стране и стала довольно влиятельной. Многие люди приносили докторам петухов, чтобы сделать инъекцию, или делали их сами, дома. Многие бюро здравоохранения посылали в Шанхай запросы или даже своих представителей, чтобы изучить этот вид лечения. Царил полный беспредел”.
Запреты и сомнения
Делая себе инъекции крови вот уже несколько лет, Юй Чанши писал: “Каждый раз я чувствовал невероятный прилив энергии. Казалось, я мог бы запросто пройти сквозь стены! Мои коллеги говорили, что я стал немного более вспыльчивым. Сам я этого не заметил, но если это правда, то это, скорее всего, из-за инъекций крови петухов – ведь они бойцы!”.
В 64-ом Юй Чанши уже не мог сдержать свое недовольство. В одном из буклетов оно проявляется довольно ярко. Ведь все 5 лет с момента появления куриной терапии Юй Чанши много трудился. Ему приходилось вставать в 5 утра, ухаживать за кроликами и курами, а вечером делать инъекции пациентам. Он делал уколы также и своей жене. На кроликах проводились внутривенные инъекции. Нередко ему приходилось далеко ездить, чтобы сделать инъекцию какому-то пациенту. Юй Чанши также писал пособия по терапии и поддерживал связь с учеными, которые работали над терапией. Ему не всегда хватало еды для себя, но куры всегда были сыты. Почти все деньги уходили на корм и другие необходимые вещи.
“Сейчас год ‘науки и сравнения’ [6], и партия призывает всю страну объединиться и трудиться в направлении трех революционных кампаний [7]. Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Я хочу обратиться к партии и правительству. Чуть ли не подпольно я 5 лет занимался изучением терапии куриной крови, молча вынося все невзгоды. Теперь же я прошу партийных и правительственных лидеров, а также ученых из разных областей наук, присоединиться к исследованиям, и общими усилиями создать новую школу медицины для нашей родины” – писал Юй Чанши в мае того года.
12 декабря Юй Чанши написал письмо в Министерство здравоохранения, в котором просил о следующем: организовать рабочую группу по исследованию терапии, перевести его самого в Пекин для “проведения квалифицированного исследования”, по всей стране создать в медицинских учреждениях высокого уровня исследовательские группы для изучения и клинического применения терапии. В тот же день Юй Чанши написал письмо в “Китайскую Академию Наук, директору Го Можо, а также всем директорам и товарищам”. В этом письме Юй Чанши просил организовать помощь специалистов, после проведения исследований, оказать ему поддержку и защиту в его работе с терапией.
12 июня 65-го года Департамент здравоохранения Шанхая собрал экспертную группу для изучения возможности развития сывороточной болезни из-за несовместимости с белком свежей куриной крови. Это довольно небезопасно, и хотя “на сегодняшний день летальных исходов зафиксировано не было, но при продолжении использования терапии это неизбежно. Учитывая, что целью терапии свежей куриной кровью являются хронические заболевания, сами по себе не опасные, нужно уделить внимание риску от применения терапии”. Две недели спустя Департамент здравоохранения опубликовал Доклад по ситуации с терапией куриной кровью и варианты ее решения. Доклад, поданный в Министерство здравоохранения, требовал, чтобы Юй Чанши немедленно прекратил частные эксперименты по введению куриной крови пациентам.
23-го июля Министерство здравоохранения опубликовало Извещение касательно терапии куриной кровью, в котором выразило мнение, совпадающее с Докладом шанхайского Департамент здравоохранения. В Извещении подчеркнуто говорилось следующее: “С этого момента всем медицинским сотрудникам запрещается лечение пациентов с помощью терапии свежей куриной кровью во избежание развития аллергических реакций. Пациентам в просьбах применять терапию куриной крови в качестве решения следует отказать. Слухам, которые циркулируют среди населения касательно терапии, следует противопоставить необходимые объяснения”.
“Только с избыточной менструацией терапия способна справляться со 100-процентной эффективностью. Разве это еще недостаточный вклад в развитие человечества?”. По словам Юй Чанши, терапию единодушно поддержали “справедливые и прогрессивные представители медицинского сообщества”, а особенно те, кто практикует традиционную китайскую медицину: некоторые из признанных практиков считают, что эта терапия – наследие Китая, которое должно быть сохранено как важная часть новой школы китайской медицины.
Кроме того, Юй Чанши считал, что внутримышечных инъекций уже недостаточно, и потому “успешно перешел к внутривенным инъекциям куриной крови”, которые, правда, все еще скрупулезно изучались “в поисках более весомого вклада в развитие человечества”.
Что касается запрета Министерства здравоохранения, то Юй Чанши, разумеется, не подчинился.
5-го октября в газете Вечерние новости Ухань в рубрике “Наука и здоровье” вышла статься с подписью “Красный Свет” (红光). Заметка называлась “Действительно ли инъекции свежей куриной крови – это панацея?”. Далее шло вступление: “Инъекции свежей куриной крови не только не чудотворная панацея, но и очень опасная для здоровья терапия”. Юй Чанши полностью отвергал идеи, освещенные в статье.
Статья начиналась словами “Сказать по правде, я уже многие годы работаю доктором, но никогда раньше я не слышал об этой методике”. В ответ на это Юй Чанши сказал, что товарищ Красный Свет не считает необходимым открывать для себя что-то новое, что-то, о чем раньше никогда не слышали. Разве товарищ Красный Свет не знаком с указами председателя Мао об “открытии, изобретении, создании и продвижении”? [8]
В статье было также упомянуто отсутствие советов опытных врачей и ссылок на справочную литературу, на что Юй Чанши отреагировал так: “Недавно власти утвердили свое намерение следовать и даже превышать мировые стандарты, и они надеются, что все последуют за нами. И от нашего медицинского общества теперь требуется намного больше. Если мы будем спрашивать мнения старших докторов или читать учебники, не исследуя ничего на наших пациентах, если мы сами не будем практиковаться, и если зайдем даже так далеко, чтобы запрещать чьи-то исследования – это ли не будет поклонение книгам + устаревшим конвенциям + зарубежным конвенциям = консервативным мышлением? Как же мы можем прорваться через устаревшие понятия и добиться прорыва?”.
Что касается “научных свидетельств”, упомянутых в статье, Юй Чанши сказал, что, как и непрерывная марксистская революция, наука постоянно развивается. “А разве в медицине нашей страны у каждой методики есть много научных доказательств? Защищая научные свидетельства, нельзя оставаться врачом”.
“В медицине есть такой принцип: самое главное – это безопасность, а эффективность на втором месте. В фармакологии действует такой закон: если побочные реакции наблюдаются в более чем 5% случаев применения, то этот препарат нельзя использовать клинически”. Цитирование этих общепринятых правил в статье вызвало такой ответ Юй Чанши: “Мы считаем, что эти принципы нельзя обобщать. Это устаревшая точка зрения, диалектика учит нас, что на все положительное находится свое отрицательное, на каждое действие есть реакция. В традиционной китайской медицине существует теория, что если лекарство не вызывает никакой реакции, то болезнь не отступит. Многие опытные акупунктуристы говорят, что если от уколов возникает головокружение или дурнота, то действие будет сильнее. Хорошая эффективность означает наличие реакций, вплоть до случаных смертей. Но все равно советуется клиническое применение методики”. Он даже привел в пример Сталина: если его достижения перевешивают его ошибки и он считается лидером, который сделал вклад в революция – значит методика, которая помогает большинству, должна применяться, не смотря на необходимые жертвы. “Именно такой подход нужно применять в сфере медицины”.
Юй Чанши беспокоился о том, что при запрете инъекций куриной крови, эта практика может стать подпольной и совсем выйти из-под контроля. И, как показала история, его опасения были не беспочвенны.
Распространение
В 2008 году коллекционеру из Пекина Чжао Циньвэю удалось достать брошюру “Терапия куриной кровью”, отпечатанную в июле 1967-го Революционной Повстанческой группой города Сяотаншань. В ней упоминается, что хунвэйбины из столицы и Шанхая создали по всей стране исследовательские группы для проверки эффективности терапии и пришли к выводу, что эта методика – важный вклад в направление “Подготовься к войне, приготовься к голоду. Всё для блага народа”.
28-го декабря 1966-го года Министерство здравоохранения выпустило Извещение, отменяющее Извещение касательно терапии куриной кровью от 23-го июля 1965.
Красные бригады создали “Подготовительное отделение Генеральной Ассамблеи за поднятие красного флага идей Мао Дзэдуна в критику реакционной позиции Министерства здравоохранения касательно терапии куриной кровью”, а затем опубликовали “Открытое письмо революционерам по всей стране: тщательный пересмотр решения по новому объекту медицинских исследований – терапии куриной кровью”. Выйдя в декабре, письмо полностью изменило предыдущее решение относительно терапии. Брошюра быстро распространилась по всему Китаю – и сегодня во многих домах она еще сохранилась.
“Возле нашего дома к дверям инъекционного кабинета местного госпиталя начала выстраиваться длинная очередь. У каждого в корзине или в сумке был петух. Ожидая укола, люди обсуждали последние новости и опыты в области этой терапии. Вся земля вокруг была просто усыпана грязными перьями и куриным пометом. Крики испуганных птиц не умолкали ни на секунду. Страх этих петушков распространялся по округе как чума”, — вспоминает пик популярности терапии Чжу Дакэ, профессор университета Тунцзи. – “Эта терапия была панацеей не только для организма – куриная кровь была каким-то странным гормоном. Горячая революционная кровь пульсировала в венах людей. Огонь революции пылал на просторах страны. Популярность терапии продолжалась около 10-ти месяцев (в 67-68 годах), как раз во время пика Культурной революции. Даже сегодня такое совпадение остается для меня тайной”.
Житель Пекина под ник-неймом “Старый мастер Цзин” рассказывает, как приблизительно в 1971-ом, когда он два года прожил в Сишуанбаньна, он смог навестить в первый раз свою семью. И вот в первое же утро дома его ни свет ни заря разбудили крики петухов. “Вся страна борется с проявлениями капитализма, так как же пекинцы умудряются выращивать кур здесь?”. Его отец объяснил, что куры используются а медицинских целях. Среди населения тайно ходили слухи, что большие белые петухи – не меньше, чем 2 кг весом – обладающие приятным голосом, могут вылечить что угодно. “Я был медицинским работником в инженерно-строительных войсках в Сишуанбаньна, и когда об этом узнали соседи в Пекине, они стали просить меня вводить им куриную кровь”. Мужчина вначале сомневался: как можно вводить куриную кровь человеку? Он решил поехать в районную больницу Сюаньу, чтобы разузнать об этом. Там он увидел длинные очереди людей с петухами, ожидающих инъекции. “Это определенно прибавило мне уверенности в том, что можно водить куриную кровь”.
‘Старый мастер Цзин’ свой первый укол сделал соседу – старику Го, а к своему возвращению в Сишуанбаньна он сделал около 200 инъекций. Он также вспоминает, что кроме инъекций куриной крови, он использовал и другое популярное в то время домашнее средство: китайские лечебные травы. Травы заваривали, затем фильтровали и “вводили в ягодицу пациента”. Побочные эффекты? “Конечно, были реакции. В то время люди были смелыми, а докторов было мало”.
Последствия
В 2004 году неправительственный активист по борьбе со СПИДом Гао Яоцзи выпустила книгу “10 тысяч писем”. В это книгу вошло одно письмо от “мошенника”, который описывал следующий рецепт против СПИДа: “Доктор Юй Чанши изобрел терапию внутримышечных инъекций, но я доработал ее: можно делать инъекции в точки прижатия артерий. Для этого возьмите 50 единиц крови из сердца петуха. Если кровь забирать через день, птица не умрет”.
В 90-х Сан Е, сотрудник университета, в журнале Душу опубликовал статью, в который рассказывал о том, как в 1965-ом году среди представителей “высших кругов” ходили слухи о том, что инъекции куриной крови могут вылечить от любой болезни. В статье рассказывается также о том, как начальник медицинской части, генерал-лейтенант бывшего Бюро расследования и статистики Военного совета, перед расстрелом раскрыл “секретную формулу”. Этот секрет должен был сохранить ему жизнь, и секретом этим были инъекции куриной крови. К весне 66-го года “секретная формула” распространилась по всей стране со скоростью пожара, “и закончилась беззаботная жизнь молодых петушков”. Многие другие статьи, раскрывающие тему происхождения терапии куриной кровью, ссылались именно на этот источник.
Сан Е решил написать свою статью после выхода целых трех книг, рекламирующих сверхъестественные силы мастеров цигун. Одна из книг даже сопровождалась кассетой, “содержащей силу мастера” – его ци. Купив кассету, нужно было ее проигрывать– это освобождает энергию, записанную на кассету. Энергия может лечить рак (или другие заболевания, если рака нет) или уничтожать канцерогенные клетки. Статья вышла в апреле 1992 под названием “ Очнулся ли Китай от сна?”. Закончил Сан Е свою статью такими словами: “Думаю, я рассказал уже достаточно. В популярной песне пели ‘Век летаргии, Китай очнулся от сна’, и так оно и было. Остается только надеяться, что тех, кто практикует цигун по утрам станет куда меньше. Давайте не будет соответствовать старой шутке: кто-то спросил Господа, зачем он создал Срединное Царство? И он ответил: “Чтобы я мог смотреть, что они там творят, когда мне скучно”.
Примечания:
[1] 胡万林. Медицинские теории Ху, в который он утверждал, что болезни нужно вытолкнуть из организма через плевание, тошноту или диарею. Вторая часть книги: Раскрытие внутренних секретов Желтого Императора (发现黄帝内经, 1997), работа Кэ Юньлу (柯云路) в 700 тысяч знаков, закрепила за Ху образ чудесного целителя.
[2] Комбуча, концентрат чая, забродивший на дрожжах и бактериях.
[3] Ранее в своей статье Сан Е выделяет “внешнюю алхимию” (外丹), вид даосизма, направленный на совершенствование тела и продление жизни, а также “внутреннюю алхимию” (内丹), технику, которая превращает смертного в бессмертного.
[4] 城市老爷卫生部. В “Директиве об общественном здоровье” Мао Дзэдуна (对卫生工作的指示) от 25-го июня 1965, использовалось это название по отношению к правительственной элите. Директива начинается словами:
告诉卫生部,卫生部的工作只给全国人口的百分之十五工作,而这百分之十五中主要还是老爷。广大农民得不到医疗。一无医,二无药,卫生部不是人民的卫生部,改成城市卫生部或城市老爷卫生部好了。
Министерство общественного здоровья работает лишь для 15% всего населения; эти 15% составляют господа. При этом широкие массы людей не получают никакого медицинского обслуживания. У них нет докторов и медикаментов. Если Министерство общественного здоровья не является народным, уместнее называть его Министерством городского здравоохранения или Министерством здоровья для господ или Министерством здравоохранения городских господ.
[5] Чэнь Чжунвэй (陈中伟, 1929-2004), “отец реплантации конечностей”. 2-го января 1963-го года, работая хирургом в Шанхае, Чэнь успешно реплантировал руку Ван Цуньбо (王存柏), рабочему с фабрики, который получил травму при работе на штамповальном прессу.
[6] 大学之年、大比之年. Передовица газеты Жэньминь Жибао от 1-го февраля 1964 была озаглавлена “Учитесь политической и идеологической работе у Народно-освободительной армии”; передовица той же газеты от 24-го февраля продолжала начатую кампанию, объявив “Год великой науки и год великого сравнения”.
[7] ‘三大革命’运动: а конкретно, производство, классовая борьба и научные эксперименты (生产斗争、阶级斗争和科学实验), о чем Мао объявил в 1963.
[8] 有所发现,有所发明,有所创造,有所前进. Взято из резюме правительственной речи председателя Чжоу Эньлая газеты Жэньминь Жибао. Эта речь была представлена на первой сессии Третьего Национального Конгресса, проведенного в декабре 1964.
Перевод: Ивченко Таисия ( ivchencko@gmail.com )
Источник: Joel Martinsen «Chicken blood injections and other health crazes» (Danwei)
Публикация предпринята в рамках проекта платных статей, написанных или переведенных специально для сайта «Дао выраженное словами». Если вы хотите опубликовать свою статью или выступить спонсором, то подробности о том, как это сделать вы можете прочитать здесь.
При перепечатке, пожалуйста, указывайте ссылку на нас.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.