Китайско-белорусский пасьянс: Лукашенко идёт тропой Каддафи?

Судя по всему, еще в начале 1990-х, когда еще неискушенный в зарубежных вояжах депутат Александр Лукашенко впервые оказался в Китае, тот сразил его наповал. И грандиозный скандал, связанный с его возвращением домой (неумело раздутый во время президентской компании кебичевской пропагандой) только подтвердил, что отныне Китай осел в сердце Александра Григорьевича. Но это, как говорится, личное.

Что же касается самого Китая, то за менее чем два десятилетия с тех пор он превратился в важного внешнеторгового партнера Белоруссии, заняв среди стран дальнего зарубежья к 2010 году четвертое место по импорту, восьмое по экспорту и пятое по объему товарооборота, который превысил 2.2 млрд. долларов (для сравнения: в начале 1990-х товарооборот составлял менее 34 млн. долларов).

В октябре 2010 года, после очередного, уже на высшем уровне, визита в Поднебесную, А.Лукашенко признался, что предложил властям КНР создать «китайский островок в центре Европы — в Беларуси», поскольку Китай «может рассчитывать на Беларусь здесь, в центре Европы, по всем направлениям». И «вы знаете, правительство КНР приняло мое предложение» потом невинно удивлялся он. Согласно заявлениям высокопоставленных белорусских официальных лиц, вроде председателя Совета Республики Л.Крупца, именно отношения с Китаем, а не Россией являются «основным приоритетом внешней политики Беларуси». Основания для подобных заявлений есть.

В последние годы, по мере ухудшения отношений с Россией, белорусские власти принялись демонстрировать активизацию сотрудничества с КНР. Всего, на словах, речь идет о приблизительно сотне китайско-белорусских инвестиционных проектов. К «первоочередным, по которым в ближайшее время планируется начать конкретную работу» можно отнести: строительство Витебской ГЭС, возведение в Минске жилого микрорайона и Чайна-тауна с торговой улицей, центром китайской медицины и пятизвездочной гостиницей «Пекин», где разместятся команды-участницы чемпионата мира по хоккею 2014 года, строительство завода по производству кальцинированной соды, мощностью 300 тыс. тонн в Гомельской области и др.

В марте 2009 года Нацбанк РБ и Народный банк КНР подписали своп-соглашение об обмене национальными валютами. С Россией ничего подобного заключено не было. В конце 2009 года была достигнута договоренность об открытии Китаем для Белоруссии кредитной линии на 15 млрд. долларов под 2-3% годовых. С одной стороны это является абсолютным рекордом прямых инвестиций в белорусскую экономику. С другой стороны китайцы выделяют связанные кредиты, которые сами же и осваивают. В их рамках в Белоруссию идут не деньги, а китайское, не всегда самое современное оборудование, техника, материалы и китайская же рабочая сила. Рабочий и инженерно-технический персонал из Китая, задействованный в белорусских проектах значительно увеличивает численность и без того динамично растущей китайской общины в РБ, которая только за последнее десятилетие увеличилась более чем в 20 раз (1).

В отличие от российских, воспринимаемых как халява, китайские кредиты накладывают на белорусскую сторону ряд серьезных обязательств и ограничений. Во-первых, китайские кредиты, как и кредиты МВФ, придется возвращать (Россию постараемся уболтать очередным братским проектом). Во-вторых, белорусы рискуют попасть в полную зависимость не от мифически «имперской» России, а от Китая, для которого словосочетания типа «братская дружба» — пустой звук. В-третьих, китайские строители, работа которых оплачивается китайскими же деньгами из их же кредитов, оставляют без работы многочисленные белорусские строительные компании. В-четвертых, дешевый китайский ширпотреб способен окончательно уложить белорусскую легкую промышленность (надежда, что из Белоруссии он потечет по всему Таможенному пространству, призрачна, поскольку Россия и Казахстан все-таки к Китаю ближе, и этого барахла у них уже и так в избытке). В-пятых, Минск лишает себя возможности выбора альтернативных партнеров в части поставок технологий, оборудования и т.п.. В-шестых, китайские кредиты не решают главной проблемы белорусских предприятий — загрузки сырьем. В-седьмых, условия кредитования предполагают участие китайцев в приватизации белорусских предприятий и, прежде всего, тех, которые интересны россиянам, вроде «Беларуськалия». В-восьмых, приобретение-приватизация китайской стороной белорусских активов (например, того же «Беларуськалия») неизбежно провоцирует конфликт интересов покупателя и продавца, поскольку первый заинтересован в низкой цене, а второй — в высокой.

Белорусская сторона уже имеет подписанное в сентябре 2011 года в ходе визита в Минск главы парламента КНР У Банго межправительственное соглашение «О финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Беларусь в 2011-2013 годах», закладывающее юридическую основу участия китайцев в белорусской приватизации. Как и вышеупомянутое своп-соглашение об обмене национальными валютами, документ является беспрецедентным. Подобного соглашения, дающего карт-бланш на приватизацию, Минск не подписывал ни с кем, включая Россию, с которой находится в Союзном государстве и прочих союзах (2).

Китайская сторона, заключая такого рода соглашения, идет по пути цивилизованных государств, стремящихся увеличить свое присутствие на внешних рынках. По мнению белорусских комментаторов, китайцы действуют продуманно и осознано, в то время как у руководства РБ «нет ни экономической, ни архитектурной, ни, главное, национальной стратегии». На самом деле это не совсем так. Как раз «национальная стратегия» на восточном направлении проявляется во всей красе. С одной стороны белорусские власти рассчитывают использовать китайцев, как это делали с россиянами — заменив российское финансирование китайским, изыскав способ оплачивать газ по мировым ценам из китайских кредитов и получив политическую поддержку легитимности белорусского режима со стороны хоть какого-то серьезного игрока на международной арене. И как инструмент давления на Россию — в том числе угрозой создания большой китайской диаспоры у западных границ РФ. С другой стороны, белорусские власти точно также пытаются использовать против китайцев россиян как конкурентов в приватизации.

Белорусские игроки рассчитывают сыграть на противоречиях и обострении конкуренции между ведущими державами на Востоке. И по мере сил способствуют им. Например, пресс-служба белорусского правительства сообщает, что китайские компании заинтересованы в участии в крупных проектах в нефтехимической сфере РБ, забывая, что еще совсем недавно Белоруссия предлагала «право первой ночи» в приватизации российским компаниям. В частности, в июле премьер-министр М.Мясникович заявлял о переговорах по продаже россиянам 7 крупных госкомпаний, в число которых входили «Нафтан», «Белтрансгаз», «Азот» и др.

Сходные заявления, направленные, по мнению белорусских чиновников, на повышение цен на активы, периодически делаются относительно компаний мобильной связи и сырьевых активов. О том, что все игры Минска на повышение могут быстро окончены простой остановкой поставок дешевейшего российского сырья, никто не говорит. А зря. Судьба Мажейкяйского НПЗ, проданного назло логике не россиянам, а полякам, в этом смысле весьма показательна. Россия просто прекратила поставки сырья и «суверенный» литовский НПЗ быстро превратился в кучу никому не нужного хлама.

Тем временем, без модернизации, белорусские активы обесцениваются — пусть и не так быстро как вышеупомянутый литовский НПЗ. Показателен пример гродненского «Азота». В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития России на 2007-й и период до 2009 года реализацией оцениваемого в 1,3-1,5 млрд. долларов инвестиционного проекта по модернизации предприятия должен был заниматься «Газпром». Но до этого дело не дошло. Вместо этого белорусские власти поручили руководству «Азота» и концерна «Белнефтехим», в который входит предприятие, «проработать вопрос получения китайских кредитов под реализацию программы модернизации». После «тщательной проработки» выяснилась элементарная, очевиднейшая вещь: китайские кредиты не решают главной проблемы — загрузки сырьем, которого предприятию нужно ежегодно более 1,2 млрд. куб. м.. В общем, чиновники «прорабатывают вопросы», играют с Пекином и Москвой, заигрывают с Брюсселем и Вашингтоном, годы идут, а модернизации и инвестиций как не было, так и нет.

Пока белорусские власти заигрываются на Востоке, местные оппозиционеры преждевременно радуются тому, что «Запад готовит Лукашенко судьбу Пиночета». И дело вовсе не в том, что «в белорусских независимых СМИ появилось обращение инициаторов международного уголовного преследования А.Лукашенко», из которого явствует, что «юридическая фирма McCue & Partners, представляющая жертв режима Лукашенко, их семьи и гражданскую инициативу Free Belarus Now, подготовила против белорусского правителя уголовное дело по обвинению в пытках и взятии заложников». Ведь и США, и ЕС с радостью готовы позволить А.Лукашенко на китайские деньги начать открытую конфронтацию с Россией. И заодно привести Белоруссию (точнее ее энерготранзитную сферу и нефтегазовую отрасль) на Запад «тропою Каддафи». Работа в данном направлении ведется серьезная. О том, как обстоит дело со стратегическими партнерами Минска на практике, красноречиво говорят официальные данные о состоянии торговли с Западом и Востоком. Товарооборот с ЕС за первые четыре месяца 2011 года перевалил за отметку 7,1 млрд. долларов, увеличившись на 70,5%, доля ЕС в экспорте РБ составила 38,2%. В то же время доля России снизилась до 35,3% (для сравнения: по итогам 2010 года доля ЕС в белорусском экспорте была 30,1%, РФ — 38,9%). Доля Китая также сократилась почти на 14%.

Что до Каддафи, то в отличие от белорусского, окружение ливийского лидера создавало «китайский островок в Африке» не на словах. К началу событий в Ливии, совпавших с началом валютного кризиса в Белоруссии, Китай уже имел в этой стране примерно 40-тысячную диаспору и виды на нефтегазовую отрасль. Чуть позже появилось информация, что одной из ключевых целей НАТО была ликвидация китайского фактора в стране, имеющей стратегическое значение для энергообеспечения Европы…

(1) Данные переписи населения (2009 год). Речь идет о численности китайцев, постоянно проживающих в Белоруссии.

(2) Что дают эти союзы русскому народу, кроме самодовольных, высокомерно-презрительных нахлебников неизвестно.

Николай Малишевский



Добавить комментарий