Как Северная Корея отомстила Голливуду за виртуальную смерть вождя

otoms

Для тех, кто занимается Северной Кореей, завершающийся год был на редкость спокойным. Никто в Пхеньяне не предлагал российскому и британскому посольству эвакуироваться в связи с тем, что на следующей неделе начнется ядерная война; ни один родственник Высшего Руководителя не был расстрелян; Ким Чен Ын не представил общественности свою молодую жену. Правда, продолжалась чехарда назначений и смещений в армии и политическом руководстве, быстро портились отношения с главным спонсором – Китаем, а в экономике набирали скорость весьма радикальные, по северокорейским меркам, реформы, но эти события, пусть и весьма важные в долгосрочном плане, не привлекли особого внимания падких до сенсаций СМИ.

Однако под самый конец года Северная Корея в очередной раз оказалась в центре внимания мировых СМИ и международного сообщества. Как обычно и бывает, причины подобного внимания были, скажем так, специфическими: хакеры (с очень большой долей вероятности – северокорейские) проникли в плохо защищенную компьютерную систему киностудии Sony Pictures, где обнаружили в переписке руководства студии много интересного. Как и следовало ожидать, кое-что из этого «интересного» они тут же и начали выкладывать в сеть.

Северокорейское правительство устами своего официального телеграфного агентства ЦТАК заявило, что оно не имеет отношения к взлому, но при этом подчеркнуло, что взлом осуществили «друзья КНДР». Впрочем, в северокорейском авторстве мало кто всерьез сомневается: северокорейские хакеры не раз уже атаковали самые разнообразные цели в Южной Корее и за ее пределами. Кроме того, у северокорейцев был и мотив: они не раз выражали свое возмущение (в целом вполне обоснованное) действиями Sony Pictures, снимавшей фильм «Интервью». Сюжет этой комедии, которая должна была выйти на экраны в конце декабря, строится вокруг злоключений двух американских журналистов, которые убивают Высшего Лидера Ким Чен Ына по заданию ЦРУ.

Вся история со взломом сайта Sony Pictures – это в первую очередь история хамства, но также и история непонимания, равно как и вызванных этим непониманием недоразумений. Большинство действий каждой из сторон можно где-то понять и рационально объяснить, но конечный результат оказался тем не менее печальным для всех.

Конечно, основная ответственность за произошедшее лежит на Sony Pictures, которая, скажем честно, во многом получила по заслугам. Надо обладать весьма извращенной психикой, чтобы решиться снимать фильм – да еще комедию – про убийство реального, вполне живого человека. При этом и сама смерть Ким Чен Ына изображена в фильме весьма живенько: компьютерная графика позволяет показать, как после взрыва разлетается на куски его тело и как под аккомпанемент романтичной песенки о фейерверках летит по небу его голова с горящими волосами.

Нельзя сказать, что подобных фильмов никогда не снималось, но они являются немалой редкостью. Едва ли не единственное, что приходит в голову в этой связи, – это британский фильм «Убийство президента» об убийстве Буша-младшего, снятый в 2006 году в жанре псевдодокументального кино. Однако гипотетическое убийство президента там служит лишь поводом для развертывания популярного среди западной интеллигенции сюжета о «кризисе демократии в США и странах Запада» и «необоснованных преследованиях мусульман со стороны правящего истеблишмента». Таким образом, фильм Sony Pictures является едва ли не единственным в своем роде.

Если уж у руководства Sony Pictures возникло непреодолимое желание снять фильм об убийстве главы иностранного государства, то в их распоряжении имелось немало испытанных способов сделать это, сводя негативную реакцию к минимуму: например, сделав так, что действие фильма происходит в некоторой вымышленной стране, пусть и сильно похожей на реальную Северную Корею.

Можно предположить, что в руководстве Sony Pictures считали, что выбор реальной страны и реального персонажа в качестве жертвы добавит будущему фильму сборов и популярности. С другой стороны, возмездия они не боялись: Северная Корея казалась им маленькой, слабой и, соответственно, безопасной страной. На всякий случай они посоветовались с Госдепартаментом, сотрудники которого тоже сказали, что не возражают против данной идеи.

Можно быть уверенным, что в Sony Pictures никто не осмелился бы сделать веселый фильм об убийстве, скажем, китайского президента Си Цзиньпина или саудовского короля Абдуллы. В руководстве студии испугались бы не столько прямой мести (весьма маловероятной в этих двух гипотетических случаях), сколько судебных исков и потери доступа к прибыльным рынкам этих стран.

Однако руководство Sony Pictures поплатилось за свое высокомерное отношение к КНДР. Правительство Северной Кореи относится к вопросам военной безопасности с полной серьезностью – и не делает из этого никакого секрета: в КНДР существует не только программа по разработке ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет, но также и подразделения компьютерных операций, по квалификации своего персонала вполне соответствующие мировому уровню. Учитывая, насколько зависят от интернета вероятные противники КНДР, США и Южная Корея, было бы удивительно, если бы таких подразделений там не существовало.

Именно свои немалые компьютерные возможности северокорейская сторона решила использовать для сведения счетов с Sony Pictures. Скорее всего, северокорейская сторона считала подобный ответ оправданным и пропорциональным. Атака на Sony Pictures была не летальной: за оскорбление отомстили достаточно изящно, просто вытряхнув на всеобщее обозрение грязное белье оскорбителей. Кстати сказать, удар оказался очень чувствительным: ожидается немало исков, и результатом, как считают многие, может стать даже банкротство киностудии.

Правда, на последней стадии операции в ход пошли и угрозы физической расправы: от имени хакеров, распространяющих выкраденные файлы с компроматом, были озвучены угрозы о том, что в случае выхода на экраны фильма «Интервью» «мир содрогнется от ужаса» и «вспомнит о событиях 11 сентября». Однако подобные угрозы в адрес чем-то не понравившихся Пхеньяну южнокорейских организаций раздаются из северокорейской столицы регулярно – и, как все хорошо и давно знают, никогда при этом не исполняются.

Столкнувшись с неожиданным отпором, руководство Sony Pictures поспешно отступило и заявило о том, что фильм не будет выпущен в прокат. Можно предположить, что подобная капитуляция была воспринята в Пхеньяне как знак победы, а также как показатель того, что тактика шантажа работает в отношении западных СМИ (в отношении южнокорейских СМИ она не работает: северокорейские угрозы в Сеуле просто игнорируют).

Скорее всего, Ким Чен Ын и его окружение полагали, что их действия, будучи в целом достаточно умеренными, будут проигнорированы властями США. Однако для американской стороны все эти события отнюдь не показались милой шуткой. С точки зрения Вашингтона умышленная (и политически мотивированная) хакерская атака на одну из ведущих американских фирм – не что иное, как акт кибертерроризма, который политически невозможно оставить без возмездия. Именно возмездие и пообещал президент Обама в своей речи. При этом США в отличие от КНДР не склонны использовать угрозы в качестве метафор. Скорее всего, руководству Северной Кореи следует приготовиться к некоторым неприятностям, в частности – к повторному включению Северной Кореи в список «государств, являющихся спонсорами терроризма». Впрочем, если дело ограничится только этим, то можно будет считать, что Пхеньяну сильно повезло.

При этом экономика Северной Кореи остро нуждается в иностранных инвестициях. С другой стороны, сейчас, в условиях, когда отношения Северной Кореи с ее главным спонсором, Китаем, быстро ухудшаются, получать такие инвестиции становится все сложнее. Поэтому с точки зрения Пхеньяна нынешние неприятности случились весьма некстати.

Андрей Ланьков



Добавить комментарий