Азиатское кино: 马背上的法庭 (Мабэй шан дэ фатин) – Courthouse of horseback – Суд верхом на лошади

movie-court-house-on-the-horseback-poster-mask9

Посмотрел этот чудный фильм. У него в русском интернете дофига названий. Ну, реально, — «Суд верхом на лошади» не звучит. «Суд на лошади» — это, там, четыре конных бойца из Апокалипсиса, Девять Назгулов, но никак не три куражных персонажа из народного суда Китайской Народной Республики, бродящие по горам провинции Юньнань в сопровождении флегматичной клячи, нанятой в прокат в плоскогорье. Есть более элегантный вариант названия «Фемида в седле». Но Фемида же это что-то слепое, все превидящее, жесткая рука, а не те, кто могут проебать государственный герб в болоте.

Это роуд-муви, как его написал еще Джером Джером. Ну были «Трое в лодке», которые потом поехали «Втроем на четырех колесах», а это «Трое и лошадь». Со своей комедичностью и совсем не лезящей конечностями вам в душу личной драмой каждого.

Бродячая(передвижная, странствующая) бригада местного народного суда суда, состоящая из старшего судьи Фэна, Тетушки Ян – судебного клерка, отправляемую в ближайшее время на скоропостижную пенсию и свежего выпускника университета А Ло, совершают ежегодный объезд деревень горной Юньнани , носящие названия, в зависимости от расположения на хребте – «Куриная голова», «Куриная шея», «Куриная нога», «Куриная жопа», заселенные разными нацменьшинствами Китая (которых в Юньнани большинство) – Мосо, Пуми и И, и (блин, сколько «И») разбирают дела, споры, конфликты, решения которых все так долго ждали.

А разборки наичуднейшие – судебный спор двух невесток по поводу горшка, стоимостью в 5 юаней, надрывный конфликт из за свиньи, раскопавшей урну с костями предков, овцы забежавшей на территорию чужой деревни. Наипрелестнейшая экзотика.

Экзотика и того, ну вообще, как в Китае работает судебная система. Ну не система, а как бы сказать правильно… ну кто такие судьи.

У нас, да и в Америке, да и в Европе, судья это правда Фемида или Юстиция – в одной руке весы, в другой меч – задача у него самая трудная – это померить и взвесить, а потом уже и самое легкое — рубануть. С плеча. Авторитетно и чтобы потом уж точно не срослось.

В Китае же у судьи была и есть несколько другая задача, особенно в имущественных спорах. «Рубящий» судья в Китае всегда имел мало шансов выживания в бюрократической государственной машине, а в горах Юньнани, так и вообще выживания. Роль судьи в Китае – посредника между сторонами, цель – чтобы вердикт две стороны вынесли сами, или были удовлетворены обоюдно приговором. Где у нас суд интересует удовлетворенность кого либо? Дело суда застегнуть ширинку потом, а удовлетворение – личное дело каждого. Поэтому в суде в том китайском используется и закон, и закон предков, и традиции, и поверия и суеверия. Тут вердиктом может быть и буддистская церемония за счет одной стороны, за помощью могут обратиться к местной бабке-ворожее, а дело по разводу самое простое, по-понятиям Мосо – тот, кто хочет развода, отдает жене/мужу все имущество до конца и идет на все четыре стороны. Делов-то!

Это реально так. В Китае даже в делах связанных с вынесенным приговором «Высшая мера» (понятно что, не за предательство родины, наркоту или коммунистические интриги, а за убийство там) приговором дело не заканчивается. У судьи, реально есть обязанность, посредничать между семьей убитого и убийцы, с целью, что может первые откажутся от «кровь за кровь» и простят преступившего. И если это происходит, то «вышка» отменятся. Понятно, что большая часть прощений базируется на том, что семья убийцы продаст половину всего, что имеет, и отдаст деньги семье убитого. Но это нифига не постыдно, мне кажется. Система отлично работала все раннее и среднее средневековье в Европе – высшая мера по всяким бытовым делам довольно позднее изобретение. Денежная компенсация – хоть какая-то компенсация в сравнении с тем, что человека тупо пустят в расход. Работает же ведь в Китае. А интересно было бы такое везде ввести. Когда у тебя высшая мера отменена совсем или на нее мораторий, это такая интересная штука – эрзац для собственной совести, что думать-мучаться не надо. А дать кому-то в руки судьбу убийцы – интересно побачить бы было, у многих бы хватило сил на христианское прощение, или на компенсированное деньгами.

Впрочем судьям в фильме убийствами не надо заниматься. Они идут по горам, зигзагными дорогами, вспоминая зигзаги жизни, вынося очень извилистые приговоры для других и для себя. Ну и ищя еще и украденную лошадь.

Наичудестнейшее кино. Лучшие рекомендации.

greentroll.livejournal.com



Добавить комментарий