Продолжу о китайской философии

kitff

Камрад Kosarex пишет:

Можно сравнивать китайскую философию с европейской, чтобы не питать иллюзий насчет её значимости в мире. Но можно и нужно учитывать нечто иное. Философия это только часть культуры. Поэтому значимость культуры меняется в зависимости от роли страны в мире, а философия в зависимости от совокупной мощи культуры в стране.

С первым понятно. Соловьев или Бердяев интересны тем, что представляют страну, ставшую сверхдержавой и покорившей космос, они же не интересны, поскольку потом страна всё профукала или, наоборот, интересны для понимания того, что страна всё профукала. Китайская философия интересна тем, что представляет огромную страну с огромным населением. Важность китайской философии для мира растет прямо пропорционально с ростом ВВП КНР, объемом внешней торговли, военной мощи и прочими элементами, включая популярность боевиков с Джеки Чаном. Древнегреческая философия важна, поскольку это часть философской культуры стран, превративших потом почти весь мир в свою колонию, устроивших две Мировые войны, промышленный бум и жуткое загрязнение окружающей среды.

Теоретически мы можем предположить, что некая бутанская философия или философия негров Бурунди ничуть не менее ценна, более того, по закону толерастии мы обязаны именно так рассуждать, но как-то это всё несопоставимо. Тем более, еврейская философия или религия без отрыва от количества бабла в карманах еврейских олигархов в принципе оценена быть не может. Никуда мы от этого не уйдем. Что было бы с Голивудом, если бы мы не оценивали бы количество автомобилей в США, частных домов и прочие факторы? Спекся бы Голивуд. А как засияла японская культура по мере роста её автопрома! Впрочем, ещё во Вторую мировую она засияла успехами японской военщины. Мир больше интересовался японской культурой чем китайской только из-за роли Японии в мире. Таков человек — он практичен по сути.

Если же мы посмотрим на китайскую философию с точки зрения как части культуры страны, то значимость её сильно возрастет. Китай имеет богатые традиции в области литературы и поэзии. Китай имеет богатые традиции декоративного искусства — живопись, фарфоровые изделия. Китайская кулинария весьма популярна в мире. Китайская история полна занимательных сюжетов, письменных источников много, есть интересная архитектура. Философия эта часть китайского культурного наследия. Наконец, китайская мистика, разные виды дыхательной гимнастики, медицина с загадочным иглоукалыванием, ушу — всё это связано с философией и далее с отношением к миру. Китайская философия вместе с китайским отношением к религии смогла защитить традиции иглоукалывания и дыхательной гимнастики. В Европе традиции гомеопатии, пришедшей от язычества, не были защищены. Гомеопатия выродилась в наше время в халтуру. Русская культура не смогла противопоставить должной силы против натиска православия. В итоге не защищены и оказались уничтоженными музыкальные традиции, сами музыкальные инструменты, не развилась философия, погибла в кострах православного мракобесия светская литература. Если так посмотреть на китайскую философию, то она действительно интересна и обладает огромной значимостью.

Подобная оценка противоположна предшествующей — каковы экономические успехи страны, какая её роль в мире, каков объем ВВП. Главное, что культурные традиции оказались сохранены и они имеют ценность. Достаточно вспомнить, что Витязя в тигровой шкуре можно до посинения называть гениальной книгой, но читать предпочитают Цзинь пин мэй. Если что-то помогает сохранению культуры, то это важно. Если не помогает или сохраняет только ненужное словоблудие, то это неважно. Китайская философия в классическом варианте это объем с пару тонких книжечек. Это важно. Хотя вся китайская философия с комментариями и дискуссиями это нечто неподъемное. Но это не важно. Мы с интересом читаем Лунь Юй, но только специалист будет с удовольствием читать громоздкие рассуждения Оуян Сю, создателя неоконфуцианства. Мы его как бы не замечаем. А у нас мы замечаем громоздкие труды Института Философии? Не замечаем и правильно делаем, хотя философский факультет МГУ выпустил массу специалистов, охмуряющих наши мозги. Охмуряют они нас интенсивно, просто их мозги и труды нам не интересны. Так и с китайской философией, она важна не комментариями, а культурой китайского народа. Китайские пословицы и поговорки интересны. Китайские философские комментарии интересны тем, что помогли сохранить культуру, то есть пронести те же пословицы и поговорки сквозь века.

Из моих постов по китайской философии и её оценки вытекает не столько оценка её, сколько проблематика, на что стоит обратить внимание, чтобы при конкретной оценке не занесло куда-то в сторону. Потому что, если просто оценивать китайскую философию, то тут всё ясно — вторая в мире после европейской.



К записи 3 комментария

Про Оуян Сю как создателя неоконфуцианства особенно мощно. Часовню тоже он развалил?

«…Потому что, если просто оценивать китайскую философию, то тут всё ясно — вторая в мире после европейской.»
Совершенно наоборот. Трудно не заметить в трудах Артура Шопенгауэра или даже Карла Маркса влияние и идеи китайской философии. Первоисточник не может быть вторым.

Плохая статья. Автор предвзят

Добавить комментарий