Два стратегических бомбардировщика Б-52 во вторник на этой неделе вылетели с базы ВВС США «Андерсен» на острове Гуам и отправились, как потом было сказано, в давно запланированный полет в рамках рутинных учений. Однако эта миссия имела особое значение и большие последствия – она поставила в крайне неловкое положение Китай, который непосредственно перед этим попытался резко усилить свои позиции на Дальнем Востоке в ущерб американцам и их союзникам-японцам.
В субботу 23 ноября Пекин неожиданно объявил об учреждении т.н. Опознавательной зоны противовоздушной обороны над международными водами в части Восточно-Китайского моря. Размеры этого района особого контроля соответствуют примерно двум третям площади Великобритании.
Министерство обороны КНР предупредило, что вооруженные силы страны отныне имеют право предпринимать т.н. «оборонительные чрезвычайные меры» в отношении любых воздушных судов в этом районе, если они не отвечают за запросы и не подчиняются китайским приказам. Перед прохождением зоны, как было объявлено, самолеты должны заранее направлять в МИД КНР свои полетные планы.
Особую остроту ситуации придало то, что в пределы этого района Пекин демонстративно включил необитаемую гряду Сэнкаку (Дяоюйдао). Острова находятся под контролем Токио, но Пекин считает их своими кровными территориями, вероломно захваченными японцами еще в конце XIX века. Иными словами, Пекин ясно дал понять, что готов теперь сбивать и там японские самолеты. Если они, конечно, не покорятся провозглашенным китайцами правилам.
Ситуация стала развиваться стремительно – испуганные японские авиакомпании JAL и ANA тут же подчинились приказу Пекина. Они ежедневно имеют до 30 рейсов, проходящих через учрежденную 23 ноября зону – в основном в Гонконг и на Тайвань. Согласившись на новые правила, японские частные перевозчики молчаливо признали резкое расширение полномочий Китая в регионе. Сделано это было, как объявили компании, «для обеспечения безопасности пассажиров».
Такое развитие событий вызвало сначала шок, а потом взрыв негодования в высоких токийских кабинетах. Уже в понедельник все ключевые деятели правительства Японии стали метать громы и молнии в сторону Пекина. Премьер-министр Синдзо Абэ пригрозил до конца защищать территориальные воды и воздушное пространство страны. Он также прямым текстом обвинил Китай в попытке силовыми методами переломить положение дел в регионе в свою пользу.
В Токио быстро поняли, что затягивание вопроса может действительно отдать под контроль Пекина сначала значительную часть международной зоны в Восточно-Китайском море, а потом, глядишь, и новые районы. Некоторые аналитики в Японии увидели в этом даже начало реализации долговременной стратегии установления гегемонии КНР на Дальнем Востоке.
Короче, первым делом власти выкрутили руки авиакомпаниям. После серии бурных разбирательств они согласились с позицией правительства и заявили, что больше не будут представлять Пекину свои планы полетов над международными водами в Опознавательной зоне ПВО КНР. Со среды японцы совершают рейсы на Тайвань и в Гонконг без выполнения требований Пекина – и ничего. Китайцы пока это проглотили.
Но главный щелчок по носу Пекин получил от американцев, хотя он явно рассчитывал на то, что администрация Барака Обамы постарается остаться в стороне от конфликта. Или поддержит японцев только на словах. Кстати, в споре об островах Сэнкаку Вашингтон занимает нейтралитет, хотя и официально распространяет на эти острова сферу действия военного договора с Токио.
Однако в США сейчас явно поняли, что действия Пекина могут иметь серьезные последствия. Госдеп и министерство обороны Соединенных Штатов выступили крайне резко – Пекин обвинили в односторонних шагах, которые нагнетают опасную напряженность в регионе.
Тут-то и поднялись с базы «Андерсен» упомянутые выше два стратегических бомбардировщика ВВС США: они без предупреждения вошли в пределы Опознавательной зоны ПВО КНР и спокойно курсировали там в районе часа. Никаких уведомлений Пекину американцы, разумеется, не делали, в радиоконтакт не вступали. Но о полете затем официально сообщили в Вашингтоне. Там же уведомили, что Б-52 прошлись и над островами Сэнкаку – это был прямой намек на готовность защитить японских союзников. Само создание Опознавательной зоны ПВО КНР Вашингтон, как было заявлено, не признает и будет игнорировать.
На сей раз в шоке оказался Пекин. В китайской столице после долгого молчания сделали заявление о том, что все это время вооруженные силы страны успешно отслеживали полет стратегических бомбардировщиков в пределах зоны. Что, как было сказано, свидетельствует о том, что Пекин ее эффективно контролирует. Такое заявление американцы опровергли – по словам Пентагона, никакого слежения за Б-52 не было, а китайские истребители к ним не подлетали.
После язвительных вопросов от западных журналистов представитель МИД КНР на официальном брифинге стал отыгрывать назад. Он дал понять, что в случае будущих вторжений в Опознавательную зону ПВО не обязательно будут использоваться силовые методы. Решение, по словам дипломата, будет приниматься «в зависимости от степени угрозы».
Реакция тут же последовала – в Опознавательную зону без предупреждения залетели теперь уже японские пограничные и военные самолеты. В Токио подчеркнули, что не собираются вносить коррективы в патрульную деятельность в этом районе и никаких разрешений у Пекина на этот счет спрашивать не собираются.
Кстати, у Японии тоже есть собственная Опознавательная зона за пределами национального воздушного пространства. Однако Токио просит предоставлять полетные планы только те авиакомпании, которые совершают рейсы в японские аэропорты. К тому же японцам никогда даже в голову не приходило распространять свою зону, допустим, на воздушное пространство Южных Курил – сколько бы они не называли их своими исконными землями. В Токио понимают, что в серьезных вопросах обороны и авиаперевозок надежнее руководствоваться реальным, а не воображаемым положением дел.
Пекин же решил пойти дальше – и оказался в неловком положении. На упомянутой выше пресс-конференции в МИД КНР задиристый британский корреспондент даже сравнил Китай с «бумажным тигром». Это, конечно, серьезное унижение для страны, которая в последнее время привыкла считать себя великой державой, способной на равных иметь дело, скажем, с США.
Ясно, что на такое развитие событий Китай должен как-то ответить – иначе его угрозы принять «оборонительные чрезвычайные меры» в отношении не выполняющих приказания самолетов будут звучать все более глупо. Однако пока, по мнению экспертов, трудно даже предположить, каким может быть эта реакция. К тому же западные эксперты полагают, что у Пекина, несмотря на существенное наращивание и модернизацию его вооруженных сил, пока нет потенциала для установления полного военного контроля за обозначенным участком Восточно-Китайского моря.
Однако точка в ситуации вокруг последних действий КНР, как представляется, пока не поставлена. В Китае идет активная пропагандистская кампания в поддержку решения о создании Опознавательной зоне, задиристые отставные военные призывают сбивать залетающих туда нарушителей. Опубликованные на этой неделе в КНР данные опроса общественного мнения показали, что до 60 процентов китайцев одобрили бы обстрел самолетов, не подчиняющихся новым правилам.
Некоторую ясность в ситуацию, как представляется, может внести вице-президент США Джо Байден. На следующей неделе он посетит Японию, Южную Корею и Китай, где обязательно поднимет вопрос о введении Опознавательной зоны ПВО.
На самом деле Пекин-то оказался в правильном положении. А вот США слились, потому что в качестве оправдания «пролёту» они сообщили, что «просто пролёт Б-52 был запланирован задолго до объявления Китаем зоны». Это резко меняет вывод в статье на диаметральный — это не США гордо и молча пролетели, а Китай утёрся, а США пролетели, их потом спросили, и они неумело оправдываться начали.
К тому же, второй момент, про который автор как-то в своей американофилии чуток забыл, состоит в том, что зона вводилась для гражданской авиации. Т.е. Китай спровоцировал дураков сделать показательный демарш, мол, «мы круто пролетели», а по факту-то потом спокойно умыл руки — мол, ребята, да мы вам и не запрещаем. Да и что-то повторных вылетов (а патрулирование — это не разовый пролёт старых бомбардировщиков, совсем) не видать.
А визит Байдена — ну, прокатят его в очередной раз. Денег у США на подкормку Японии как ключевой опорной точки в регионе — нет. У самой Японии денег на попытку создать военный противовес Китаю точно нет, да и армии нет — после Второй Мировой япам армию можно декоративную держать. Да и ненавидят япов все в регионе люто — после их высокодуховных подвигов в Нанкине и далее их, при случае, пойдут бить все, включая обе Кореи и Тайвань. Поэтому Байден-то приедет, только вот кроме крепкого рукопожатия ему ничего не достанется. Да и сил у Штатов даже для показухи маловато — весь флот серьёзный сейчас под Сирию заточен, тащить в Тихий Океан оттуда сейчас ничего нельзя.
А где Вы взяли информацию о том, что зона вводилась для гражданской авиации? Ведь правительство КНР заявило «все входящие в установленную зону суда обязаны заранее предоставить идентифицирующую их информацию и данные о своем маршруте».
Все входящие суда — это априори гражданские. Можете погуглить разницу между судном и кораблём, чтобы ощутить армейскую терминологию. Военные самолёты согласовывают маршруты заранее, они вообще не могут в силу параметров полёта объявлять своё присутствие заявительным методом вида «через минут 5 пролечу мимо». 🙂
(Последнее) китайское предупреждение — шутливое выражение в русском языке, означающее бесплодные предупреждения «на словах», при этом заведомо известно, что никаких действий не последует