Хотя минуло уже две недели после того, как в реке Хуанпу, откуда берется пятая часть питьевой воды для многомиллионного Шанхая, были замечены мертвые свиньи, по-прежнему остается неизвестным, кто их выбросил и где, а также от чего они погибли.
Как сообщает Shanghai Daily, к 15 часам 19 марта из реки Хуанпу выловлено еще 369 гниющих туш, что не внушает особого оптимизма на фоне предшествующих дней. 18 марта было выловлено 335 туш, а две трети из тех 495, что достали 17-го, оказались поросятами.
Общее число мертвых свиней, извлеченных из реки в Шанхае, достигло 10164. Плюс к этому 4664 туши достали из водных потоков в городском округе Цзясин (Jiaxing) провинции Чжэцзян, расположенном в верхнем течении Хуанпу.
Все туши отправлены в мусоросжигательный центр в шанхайском районе Фэнсянь (Fengxian). Городское правительство заимствовало в провинции Шаньдун плавающие боны, установив их в районах Цинпу (Qingpu), Цзиньшань (Jinshan) и Сунцзян (Songjiang), чтобы мертвые туши не могли спускаться вниз по реке.
Шанхайские чиновники утверждают, что качество воды в реке не пострадало и водопроводная вода безопасна для людей, а в ходе проверок не выявлено фактов продажи мяса мертвых свиней на рынках. Бирки на ушах мертвых свиней указывают, что они родились и выращивались в городском округе Цзясин. Но Цзясин нельзя считать единственным источником мертвых свиней, заявил чиновник городского управления животноводства и ветеринарии, хотя другие места так и не назвал.
Цзясин, один из крупнейших центров свиноводства в дельте реки Янцзы, произвел в 2012 году 4,6 млн свиней. Торговля свиньями составляет до 80% дохода местных фермеров.
Как указывает глава комитета деревни Юйцяо (Youqiao) в городе Дацяо (Daqiao) Вэй Лян (Wei Liang), маловероятно, чтобы тысячи мертвых свиней приплыли по воде из Цзясина в Шанхай, поскольку ручьи в деревнях узкие и медленные, и в них установлены барьеры из бамбуковых палок и пластиковых решеток, мешающие этому. Но некоторые жители деревень с «низкой моралью» предпочитают сбрасывать мертвых свиней в воду.
По словам местных жителей, в деревне Юнфэн (Yongfeng) городского округа Синьфэн (Xinfeng) для сбора и уничтожения мертвых свиней назначен специальный человек. Но «некоторые крестьяне просто выбрасывают мертвых свиней на помойку, потому что не хотят тратить время на его ожидание, а другие, дома которых стоят на берегу реки, сваливают туши в воду, думая, что так удобнее».
60-летний Гу Цзиньлинь (Gu Jinlin), получая 2 тысячи юаней в месяц, ежедневно вывозит на велотележке с электромотором до 40 туш. По его словам, в последние два месяца свиней, умерших вследствие болезни, стало больше. Гу Цзиньлинь складывает туши в имеющиеся в деревне пять бассейнов для «безвредной переработки», накрывая их крышками.
В городском округе Цзясин 600 таких бассейнов с цементными стенками, глубиной в пять метров и объемом от 100 до 300 кубических метров. Отчасти появление мертвых свиней в реках связывают с нехваткой таких мест для «aнаэробной ферментации» туш. По данным новостного портала people.com.cn, в 2012-м бассейны «безвредной переработки» приняли свыше 300 тысяч свиней, но в этом году погибло уже 70 тысяч.
Впрочем, власти Цзясина заверяют, что там не было никакой эпидемии. Главный ветеринар министерства сельского хозяйства Юй Канчжэнь (Yu Kangzhen) заявил 16 марта, посетивший провинцию Чжэцзян с рабочей группой, что крупной свиной эпидемии, однако в биопробах обнаружен свиной цирковирус и вирус диареи.
Массовый сброс туш в реку можно объяснить исчезновением черного рынка, на котором дельцы скупали мертвых свиней у фермеров, перерабатывали их и пускали свинину в продажу. «Фермерам известно, что в конце прошлого года были арестованы торговцы и никто не рискует продавать мертвых свиней», — рассказал гонконгской газете свиновод из деревни Янчжуан (Yangzhuang) в городе Синьфэн (Xinfeng).
В ноябре суд в Цзясине за незаконную скупку, переработку, перевозку и продажу мяса мертвых свиней приговорил троих обвиняемых к пожизненному заключению, а 14 их сообщников получили от 18 месяцев до 15 лет, сообщила Legal Daily. Мигрантка из провинции Аньхой, работающая уборщицей в деревне Янчжуан, говорит, что в прошлом году четыре раза видела каких-то людей, которые подбирали мертвых свиней на свалке и швыряли их в грузовики. «Это точно не сборщики туш, нанятые деревенским комитетом, — сказала она. – Но в этом году я тех людей не видела».
Местные рыбаки в Цзясине зарабатывают на извлечении туш из воды по 150 юаней в день, сообщила 19 марта Xiaoxiang Morning Herald. По их словам, рыбу ловить все равно нельзя – вода слишком грязная. Газета сравнивает речную воду в Цзясине с «черным зеркалом» из-за загрязнения отходами, свиным навозом и тушами свиней.
Из 246 рыбаков в деревне Фэннань (Fengnan) только 60 занимаются прежним промыслом. «Да какая рыба выживет в такой воде?», — вопрошает 50-летняя Сюй Юймэй (Xu Yumei). По ее словам, они жаловались местным чиновникам на загрязнение, но никакого ответа не последовало. Если рыба и попадалась, то «воняла так ужасно, что ее нельзя было продать», говорит другая рыбачка Чэнь Цяочжэнь (Chen Qiaozhen).
Теперь правительство предложило рыбакам примерно 3200 юаней в год за километр реки, очищенный от мусора и мертвых свиней. Это даже больше, чем они зарабатывали ловлей рыбы.
Скандал с мертвыми свиньями бурно обсуждается жителями Шанхая, которые критикуют очевидную медлительность чиновников в поиске источника туш.
27-летний Чэнь Вэй (Chen Wei), белый воротничок из района Цзиньган (Jingan), выразил удивление, почему ни Шанхай, ни провинция Чжэцзян не объявили о начале расследования. «Чем наше правительство занимается изо дня в день? Они что, слишком глупы, чтобы доискиваться причин, или просто хотят что-то скрыть от общественности?», — цитирует его South China Morning Post.
Поэтесса Пан Тин (潘婷) задавала через свой микроблог Weibo вопросы к городскому правительству, но их удаляла цензура, сообщает Radio Free Asia (RFA). 14 марта она разместила призыв к массовому шествию 23 марта, но после этого удалили и этот пост, и весь аккаунт. По сведениям RFA, адвокат и студент колледжа потребовали опубликовать информацию о состоянии воды в шести пунктах водозабора и девяти станциях водоснабжения.
После недельного молчания правительство Шанхая заявило, что жителям незачем паниковать, так как все тесты показали, что водопроводная вода из девяти станций “соответствует общенациональным стандартам”. Однако это заявление последовало за статьей в Жэньминь жибао, где подчеркивалось, что «правительству Шанхая есть еще куда двигаться по пути улучшения информационной открытости».
Чего только не придумают люди, что бы замести свои грязные следы. Чем надо было думать, что бы пытаться так спрятать этих злополучных свиней. Лучше бы где-то закопали что ли.