Мы судим о цивилизованности общества по отношению к женщинам, детям, старикам и инвалидам. Китай — локомотив мировой экономики, лидер по численности населения, древняя и совершенно непонятная для европейцев цивилизация, и что для китайцев норма, современному либералу может показаться полной дичью. Информационный портал «Фергана.Ру» попросил главного редактора сайта «Весь Китай» Алексея Винокурова рассказать, как в Китае относятся к женщинам и девочкам, к их роли в семье и как это отношение менялось (если менялось) на протяжении столетий.
К женщинам в Китае испокон веку относились чуть лучше, чем к привидениям. Традиция эта началась, как обычно, с Конфуция. Он упорно не желал распространяться о двух материях: о женщинах и злых духах. Учитель Кун говорил: «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».
От женщин, которые не желали слушаться, досталось и менее выдающимся китайцам. Видимо, по этой причине решено было брать не качеством, а количеством. «Много женщин лучше, чем одна!» — этот принцип исповедовали в Китае тысячелетиями. Все, кто только мог, от императора до последнего купчишки, заводили себе гаремы.
Неофициальные гаремы имелись даже у бедных, как церковные крысы, сезонных рабочих. Оборванные, чумазые, без единого юаня в кармане, попадая в новый город, они первым делом искали себе походную жену. Жена эта кормила, обстирывала и обихаживала своего сурового господина. При этом случайный муж не то, что денег не давал, но и супружеский долг исполнял раз в год по обещанию.
Вообще же в средневековом Китае гаремы были делом обычным. Никто не видел в этом ничего странного, и сами женщины тоже. Пристроить девочку в гарем вельможи или богатого человека было мечтой бедных родителей. Тем самым ей гарантировалась еда, одежда, иногда сама жизнь.
Впрочем, и тут возникали трудности.
Даже многочисленные наложницы императора часто жили впроголодь. В гареме была своя иерархия. Тех наложниц, которые не стояли во главе «сексуальной цепочки», кормили так, чтобы они только ноги не протянули. Те, кому в рацион включали полкурицы или кусок говядины на месяц, могли считаться счастливицами. Гораздо чаще бедные женщины обходились одними овощами.
Таким образом, вопрос о лишнем весе снимался раз и навсегда. Как, впрочем, и о чрезмерной продолжительности жизни.
Какие-никакие права появлялись у жен и наложниц в гареме, только если они рожали ребенка – разумеется, мальчика, судьба девочек никого не интересовала. До некоторых наложниц очередь так и не доходила, своего царственного мужа они видели только издалека. Если девушка, отчаявшись, решалась на измену, ее казнили. Впрочем, для казни иногда было достаточно и простого подозрения.
До наших дней сохранилось множество печальных историй о наложницах и младших женах императоров и удельных князей, которые накладывали на себя руки от тяжелой жизни. Обычно они вешались или топились в колодцах — в любом крупном поместье такие колодцы сохранились до сих пор.
Бывали, конечно, случаи, когда простые наложницы благодаря уму, хитрости, изворотливости и силе характера поднимались на самую вершину власти. Наиболее яркий пример – знаменитая императрица Цыси. Однако Цыси — все-таки исключение. Как правило, судьба женщин в старом Китае была незавидна.
Далеко не все, конечно, попадали в гаремы. Полно было и самых обычных браков. Впрочем, обычных только в китайском понимании.
Приходя в дом мужа, жена становилась там самым последним человеком в семье. Она была обязана делать всю грязную и тяжелую работу, не имела права голоса в решении домашних проблем, ей помыкали все, кому не лень. На некоторое послабление она могла рассчитывать, опять же, только родив наследника. Но и в этом случае ей приходилось выполнять довольно странные обязанности. Ее, например, могли заставить кормить грудью не только своего ребенка, но и свекра, и свекровь: грудное молоко считалось у китайцев хорошим омолаживающим средством.
Если девочка была из бедной семьи и за ней не могли дать приданого, ее часто отдавали в семью мужа еще ребенком. Здесь она становилась прислугой и часто — сексуальной игрушкой для членов семьи.
Рождение девочки в традиционном Китае часто воспринималось, как несчастье. Такое пренебрежение к девочкам, помимо прочего, было вызвано еще одним, чисто китайским обстоятельством. Китайцы, как известно, поклоняются духам предков. Так вот, подносить дары предкам и просить их о чем-либо может лишь наследник-мужчина. Если же такового нет, духи останутся голодными, и их гнев падет на всю семью.
Если жена чем-то провинилась, или просто вызвала гнев родственников мужа, ее могли попросту убить – как сам муж, так и любой из старших челнов семьи. В этом случае наказания обычно не было, или оно бывало формальным.
В порядке вещей была ситуация, когда муж заводил себе дополнительных жен или наложниц. Формально на это требовалось согласие старшей жены, но фактически, конечно, ее мнение мало кого интересовало.
Свекровь могла требовать, чтобы двери спальни новобрачных были всегда открыты. Таким образом, уединиться им бывало довольно сложно, в том числе и ночью.
Отдельно стоял милый обычай, называемый «бинтованием ног». Китайцы считали маленькие ножки у женщины очень сексуальными, и этот обычай был очень распространен. На деле же ступни оказывались не просто забинтованными, но переломанными и изуродованными. Женщинам, которые подверглись такому бинтованию, становилось трудно ходить, не говоря уже о выполнении домашней работы. Поэтому такой обычай был распространен в богатых и знатных семействах, где хватало работников.
После установления республики в 1949 году в Китае положение женщин с юридической точки зрения изменилось. Их уже не могли выдавать замуж насильно, они получили избирательные права, в общем, эмансипация пошла полным ходом. Но в быту женщина все еще стояла гораздо ниже мужчины – такова сила привычки.
Когда Мао провозгласил свой лозунг: «Много людей – сильная страна!», — он вряд ли предполагал, к чему это приведет. Меньше, чем за двадцать лет население Китая удвоилось. Слабая промышленность и неразвитое сельское хозяйство не справлялись с таким количеством ртов.
В результате, когда к власти пришел Дэн Сяопин, был объявлен курс на ограничение рождаемости: одна семья – один ребенок. Ясное дело, что, выбирая из мальчика и девочки, китайцы решали вопрос в пользу мальчика.
Беременные китаянки шли к врачу, благодаря УЗИ узнавали пол зародыша и, если ожидалась девочка, вытравливали плод. Власти запретили пользоваться УЗИ и вообще узнавать пол ребенка заранее. Тогда новорожденных девочек стали убивать сразу после рождения – особенно это было развито в деревнях, где надзор государства был не так строг. Ребенка не регистрировали, значит, он как бы и вовсе не рождался. Можно было делать второй заход, третий – пока не родится мальчик.
Чтобы прекратить детоубийство, власти смягчили законы. Если первой рождается девочка, теперь можно попробовать завести еще одного ребенка. В этом случае ни штрафы, ни другие неприятности родителям не грозят.
По сей день в провинции можно видеть большие растяжки над дорогами: «Родится девочка или мальчик – все равно!» Но сами-то китайцы прекрасно знают, что это не все равно. В результате в Китае образовалась резкая диспропорция – мужчин молодых и среднего возраста гораздо больше, чем женщин. Как ни странно, положения женщин это никак не улучшило, в каком-то смысле даже ухудшило. В Китае развилась матримониальная преступность. Женщин стали воровать и свозить в регионы, где их особенно мало – для продажи будущим «мужьям». Власти, конечно, борются с этим, бандитов сажают, расстреливают и так далее. Но проблема в том, что, выбирая между жизнью или кошельком, китайский бандит чаще выбирает кошелек… Кошелек, он ведь тут, под носом, а что будет дальше – посмотрим.
Формально, у женщин, которых меньше, должно быть больше выбора. Они могут рассчитывать на лучшую партию, на большее внимание со стороны мужчин. На практике этого не происходит. Мужчина по-прежнему считается пупом земли. Самый захудалый мужчина все равно лучше самой распрекрасной женщины, он стоит на иной ступени развития. Так, в путеводителе для иностранцев можно встретить фразу: «В Китае традиционно уважают мужчин и презирают женщин». И далеко не все понимают, насколько это может шокировать, например, европейца или американца.
В Китае очень популярны матримониальные шоу. Они отдаленно похожи на российское «Давай поженимся», но только претендентов там не три, а двадцать, тридцать и более. Особенно интересно бывает смотреть, когда несколько десятков девушек претендуют на одного молодого человека. Парни часто не представляют собой ничего интересного – некрасивые, не сильно умные, с маленькой зарплатой. Девушки же по большей части – все как на подбор: современные, симпатичные, ухоженные, яркие, образованные, состоявшиеся в профессии или бизнесе.
И при этом мужчина полон самого отвратительного самодовольства, предъявляет совершенно дикие требования, вроде того, чтобы девушка была ростом метр восемьдесят (сам он до метра семидесяти не дотягивает), имела бы квартиру в центре Пекина или Шанхая и была хозяйкой крупной фирмы или даже корпорации. На худой конец, пусть у нее будут богатые родители.
Разумеется, такую глупость выдержать трудно. Девушки начинают возмущаться прямо в студии, кричат «жениху»: посмотри на себя, что в тебе такого уж хорошего, чтобы за тебя биться – ни ума, ни красоты, ни перспектив?! Но – мужчина есть мужчина. Все это отскакивает от него, как от стенки горох, он лишь снисходительно ухмыляется. Конечно, не все мужчины таковы, но общая тенденция налицо.
В результате сейчас в Китае много мужчин и женщин, так и не устроивших свою личную жизнь. Правда, обычно это больше огорчает их родителей, а не их самих.
В связи с этим появились даже новые услуги, такие, как «невесты напрокат». Чтобы не огорчать родителей, молодой человек платит агентству, которое выделяет ему девушку на время. С этой девушкой парень едет к родителям – обычно на китайский Новый год – и представляет ее как свою невесту. Таким образом, все остаются довольны. Нечто похожее существует и с молодыми людьми.
Европеец наверняка подумает, что без секса тут не обойдется. Однако это не так. В Китае, несмотря на чрезмерную плодовитость, к сексу относятся спокойно. Тут считается нормальной ситуация, когда жена и муж живут в разных городах, а видятся один-два раза в год, по большим праздникам.
Хотя в Китае была написана масса книжек по так называемому искусству внутренних покоев, молодежь китайская в смысле секса довольно неразвита. Во всяком случае, в том, что касается эротической и романтической стороны дела. Целоваться в Китае не принято, а как еще выражать свое расположение? Я не раз видел, как молодой человек в публичном месте, неприлично хихикая, с вызовом гладил свою партнершу где-то в области желудка. Понятно, что обед для китайца – дело святое, и потому желудок — главная эрогенная зона. Но все-таки европейцу понять такое трудно.
Но даже если кому-то повезло, и человек нашел себе пару, на пороге семейной жизни могут возникнуть самые неожиданные трудности. Так, в последнее время в Китае распространилось поветрие, когда свекровь не разрешает своему сыну и невестке заводить детей. Свекровь полагают, что главная задача сына – холить и лелеять ее старость, а дети его будут отвлекать. Если учесть, что в Китае средний возраст зашкаливает за восемьдесят лет, ждать возможности завести детей придется очень долго.
Китай меняется, и не всегда в лучшую сторону. Хотя традиционно здесь почитают старших, все чаще дети отказываются помогать родителям, содержать их на свой счет. Есть и противоположная тенденция: вполне здоровые и нестарые люди начинают требовать алиментов от своих детей.
Конфликты поколений этим не исчерпываются. Те, кто жил при Мао Цзэдуне, придерживаются коммунистических взглядов, «дети» Дэн Сяопина высоко ставят личную свободу, их дети, в свою очередь, думают, в основном, о деньгах и развлечениях, а самые младшие вообще пока ни о чем не думают, кроме как о симпатичных гаджетах.
Современным детям тоже несладко. Китайский ребенок, как правило, один в семье и растет в обстановке всеобщего обожания и преклонения. В результате часто из него вырастает человек, не умеющий соотносить свои желания и потребности окружающих. Но если в детстве ему все позволялось, то, выйдя из школы, он становится таким же, как все, и никто теперь не будет терпеть его выкрутасы. В частности, и отсюда идет разочарованность китайской молодежи в современной жизни. С одной стороны, вокруг масса возможностей, но если у тебя нет богатых или влиятельных родителей, добиться чего-то серьезного очень трудно…
Но, впрочем, Китай и китайцы славятся именно своей приспособляемостью, не зря они существуют пять тысяч лет. И если китайцам становится ясно, что дело плохо, они всегда способны консолидироваться и совместными усилиями разрешить проблему. Такова эта страна, и таков этот народ.
Алексей Винокуров, главный редактор сайта «Весь Китай» — специально для «Ферганы»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.