Утром – деньги, вечером – нефть

utromd

По сообщению источников Reuters, «Роснефть» начала переговоры с китайской госкомпанией CNPC о займе на сумму до $30 млрд. Репортеры поспешили провести очевидную параллель с событиями восьмилетней давности, когда заем пекинских товарищей помог профинансировать покупку «Юганскнефтегаза». Однако цель нынешних переговоров, имеющих для «Роснефти» не меньшее стратегическое значение, чем поглощение ЮКОСа, совершенно иная.

Прежде всего, к настоящему моменту сумма, необходимая «Роснефти» для приобретения ТНК-ВР, уже полностью собрана. Она складывается преимущественно из двух крупных синдицированных кредитов и займа международных трейдеров Vitol и Glencore. Это позволяет вести переговоры с Китаем без лишней суеты и спешки. И самое главное, учесть предшествующий опыт сотрудничества, омраченного длительными переговорами вокруг деталей формулы цены (с ней, впрочем, все не так плохо – в 2012 году цена поставок нефти в Китай впервые превысила среднюю стоимость сорта Urals на 10%).

Китайская кредитная линия может, во-первых, создать дополнительный рычаг давления на банки по ставкам кредитов – будучи обеспечена поставками нефти, она наверняка с запасом впишется в предельную приемлемую границу стоимости заимствований «Роснефти» (3% годовых в долларах США). В среднесрочной перспективе график погашения синдицированных кредитов явно допускает изменения. И если обслуживание банковских займов станет неприемлемо дорогим, российская компания получает возможность дешево перекредитоваться.

Во-вторых, необходимо учитывать динамику китайского импорта энергоносителей. Сегодня на Россию приходится 9% поставок нефти в Китай. Спрос на нефть в этой стране в ближайшие десять лет увеличится в полтора раза. Поэтому если «Роснефть» сможет законтрактовать удвоение поставок, наша страна сохранит свою долю, в противном случае она будет неуклонно снижаться.

В-третьих, для «Роснефти» важно законтрактовать нефть Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений. Первое компания разрабатывает самостоятельно, вторым занимается «Славнефть» (паритетная собственность ТНК-ВР и «Газпром нефти»). Добыча на месторождении начнется через три-четыре года, после того как «Транснефть» завершит строительство нефтепровода до первой ветки ВСТО пропускной способностью до 18 млн тонн в год.

В-четвертых, длительный контракт с крупным потребителем страхует «Роснефть» от возможных неприятных сюрпризов, связанных со сланцевой революцией. По прогнозам BP, которая скоро станет крупнейшим частным акционером российской компании, к 2030 году нефть из нетрадиционных источников будет обеспечивать половину прироста добычи нефти в мире. Это как минимум создает риск более высокой волатильности цен, а в худшем случае будет способствовать их снижению.

И, наконец, в-пятых, углубление сотрудничества с Китаем в области поставок сырья должно способствовать реализации проектов «Роснефти» на территории Поднебесной. В 2010 году было создано совместное предприятие по строительству нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине. На предприятие, работа которого должна начаться в 2015 году, будет ежегодно поставляться 9 млн тонн российской нефти (70% от общей мощности). Недавно российско-китайское СП получило исключительное право на экспорт части выработанных нефтепродуктов.

При всех перечисленных плюсах на пути подписания нового соглашения с Китаем будут определенные сложности. Самый главный вопрос, который «Роснефти» предстоит согласовать с российским правительством, – маршрут дополнительных поставок. Сегодня продукция «Роснефти» попадает в Китай по нитке Сковородино – Дацин, ответвлению от ВСТО, построенному с использованием предыдущего займа Пекина. Дополнительные объемы можно поставлять, построив вторую нитку на Дацин, или через дальневосточный порт Козьмино, или через Казахстан. Не исключено, что в итоге будет выбран компромиссный вариант с использованием как российских мощностей Козьмино, так и казахстанской трубы.

Валерий Вайсберг



Добавить комментарий