Турция готова бросить НАТОвский клуб демократий ради российско-китайской банды авторитарных государств

Vladimir Putin, Recep Tayyip Erdogan

Последние шаги, предпринятые правительством Турции, наводят на мысль, что она готова бросить НАТОвский клуб демократий ради российско-китайской банды авторитарных государств. Вот доказательства:

Начиная с 2007 года Анкара три раза безуспешно подавала заявку на вступление в качестве члена- наблюдателя в Шанхайскую организацию сотрудничества (или ШОС, который неофициально называют Шанхайской пятёркой). Основанному в 1996 году правительствами России и Китая, вместе с тремя бывшими советскими республиками Центральной Азии (и в 2001 г. к ним присоединилась четвёртая), ШОС уделялось минимальное внимание на Западе, хотя у организации большие амбиции в сфере безопасности и в других областях, включая возможное создание газового картеля. Она предлагает альтернативу западной модели, начиная от отказа от НАТО и демократии до отказа от американского доллара в качестве резервной валюты.

После трёх этих отказов в 2011 году Анкара обратилась за статусом «партнёра по диалогу». В июне 2012 года заявка была одобрена. Спустя месяц турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган сообщил о своих словах, сказанных российскому президенту Владимиру Путину: «Давайте, принимайте нас в Шанхайскую пятёрку [как полноправного члена], и мы пересмотрим своё отношение к Европейскому союзу». Эрдоган заново озвучил эту идею 25 января, отметив зашедшие в тупик усилия Турции по вступлению в ЕС: «Как премьер-министр 75-миллионного народа, – объяснил он, – Вы начинаете искать вокруг другие альтернативы. Вот почему я сказал мистеру Путину на второй день: «Принимайте нас в Шанхайскую пятёрку: сделайте это, и мы скажем «прощай» Европейскому союзу; в чём проблема?» Он добавил, что ШОС «намного лучше, она намного мощнее [чем ЕС], и мы разделяем ценности её членов».

31 января министр иностранных дел объявил о плане повысить статус до «страны-наблюдателя» в ШОС. 3 февраля Эрдоган снова повторил сказанные ранее слова, заявив: «Мы будем искать альтернативы», и похвалил «процесс демократизации» шанхайской группы, в то же время раскритиковав ЕС за «исламофобию». Однако 4 февраля президент Абдулла Гюль сделал шаг назад, заявив, что «ШОС не альтернатива ЕС…Турция стремится к принятию и реализации критериев ЕС».

Что всё это значит?

Ставка на ШОС сталкивается с серьёзными препятствиями. Если Анкара будет лидировать в усилиях по свержению Башара Асада, это может вызвать проблемы, так как ШОС твёрдо поддерживает осаждённого сирийского лидера. Военнослужащие НАТО только что прибыли в Турцию для развёртывания батарей Пэтриот, предназначенных для защиты страны от сирийских ракет российского производства. Более глубокие причины – в том, что все шесть стран-членов ШОС твёрдо настроены против исламизма, который поддерживает Эрдоган. Следовательно, вполне возможно, что Эрдоган упомянул членство в ШОС только для нажима на ЕС, либо чтобы предложить символическую риторику для своих сторонников.

Возможно и то, и другое. Но я отношусь серьёзно к этому полугодовому флирту по трём причинам. Во-первых, Эрдоган зарекомендовал себя как человек, говорящий напрямую, как назвал это один из ведущих колумнистов, Седат Эрджин, по оценке которого заявление, сделанное 25 января, возможно, «самое важное» из когда-либо делавшихся Эрдоганом внешнеполитических заявлений.

Во-вторых, как указал турецкий колумнист Кадри Гюрсель: «Критерии ЕС требуют от Турции демократии, соблюдения прав человека, прав профсоюзов, прав меньшинств, гендерного равенства, справедливого распределения доходов, участия и плюрализма. ШОС как союз стран, управляемых диктаторами и автократами, не будет требовать никаких из этих критериев для вступления». В отличие от Европейского Союза, страны-члены ШОС не будут требовать от Эрдогана либерализации, а будут поощрять в нём диктаторские наклонности, чего уже боятся многие турки.

В-третьих, ШОС соответствует исламистскому импульсу Эрдогана, мечтающего бросить вызов Западу и найти ему альтернативу. ШОС, с его русским и китайским языками в качестве официальных, имеет глубоко анти-западную наследственность, а встречи ШОС изобилуют анти-западными настроениями. Например, когда президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад обратился к организации в 2011 году, никто не отверг его конспирологической теории о том, что 9/11 – дело рук правительства США, использованное «в качестве предлога для вторжения в Афганистан и Ирак, чтобы убить и ранить более миллиона человек». Многие сторонники вторят египетскому аналитику Гаталу Нассару в надежде, что в конечном итоге «ШОС будет иметь шанс на урегулирование международного соперничества в свою пользу». Напротив, как отметил официальный представитель Японии: «ШОС становится блоком, соперничающим с американским альянсом. Он не разделяет наших ценностей».

Шаги Турции в сторону вступления в Шанхайскую организацию подчёркивают двойственное сегодняшнего членства Анкары в НАТО, что было ярко символизировано беспрецедентными совместными турецко-китайскими военно-воздушными маневрами в 2010 году. С учётом такой реальности, Турция Эрдогана больше не является надёжным партнёром для Запада, – скорее, это «крот» в его святая святых. Её следует если и не выгнать, то, по крайней мере, временно отстранить от членства в НАТО.

Дэниэль Пайпс



Добавить комментарий