Лидер Китая одернул заевшихся чиновников

Четыре блюда, суп – и ничего больше. Лидер Компартии Китая Си Цзиньпин потребовал, чтобы чиновники умерили свои аппетиты на приемах. Лозунг оказался популярным. Но интеллигенция призывает упразднить цензуру и заключение диссидентов без суда. По мнению экспертов, политическая реформа в Китае будет проводиться медленно и осторожно.

Новый генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин в своих первых выступлениях во время поездок по стране сделал упор на борьбе с коррупцией и расточительством, которыми славятся чиновники. Он избегает пышных банкетов, которые устраиваются в провинции для высоких гостей. Об обедах с богатым меню и возлияниями за казенный счет придется забыть. Четыре блюда и суп – вот чем отныне должны довольствоваться на своих встречах слуги государевы.

Пресса приветствует курс на скромный, бережливый образ жизни для кадровых работников, который проповедует новый лидер. Но политически активной части общества, интеллигенции этого недостаточно. Помимо роста благосостояния они еще требуют от правительства политических преобразований. Речь идет прежде всего об упразднении лагерей для перевоспитания – «лаогай» – и отмене цензуры в СМИ. О том, что представляет собой система лагерей, можно судить по делу Тан Хуэй, женщины из провинции Хунань.

Преступление Тан состояло в том, что она потребовала более жесткого приговора для мужчин, похитивших и изнасиловавших ее дочь. Женщину приговорили к 18 месяцам лагерей. В прежнее время она просто исчезла бы. Но тысячи разгневанных блогеров в Интернете вступились за нее. Тан была освобождена. А 7 января член политбюро ЦК КПК Мэн Цзянжу сказал по телевидению, что лагеря трудового перевоспитания будут ликвидированы в течение года.

Система «лаогай» была создана в 1957 году при Мао Цзэдуне для подавления «контрреволюционеров». В лагерь сейчас можно отправить мелкого преступника или человека, доставляющего хлопоты властям, на четыре года без суда. По сведениям еженедельника Economist, там содержатся 160 тыс. заключенных, а возможно, еще больше. Известные юристы в КНР расценили заявление члена политбюро как обнадеживающий знак. Но уже через несколько часов после сообщения на ТВ заявление об упразднении лагерей исчезло из прессы. Официальное агентство «Синьхуа» сообщило лишь о том, что система будет реформирована.

Противоречивыми оказались и результаты беспрецедентной забастовки, которую устроили журналисты из еженедельной газеты «Наньфан чжоумо». Газета, слывущая либеральной, выходит в южной провинции Гуандун, где рыночные преобразования продвинулись дальше, чем в других районах. Поводом к стачке послужило то, что начальник отдела пропаганды провинции, как полагают, внес изменения в текст редакционной статьи до ее публикации. В оригинале статьи содержался призыв к соблюдению прав граждан, увековеченных в Конституции. А отредактированная версия прославляла политический строй Китая и Коммунистическую партию.

Как сообщалось, после нескольких дней забастовки журналисты возобновили работу. Никто не был уволен. Начальник отдела пропаганды также остался на своем посту. Якобы стороны пришли к следующей договоренности: журналисты будут сами себя цензурировать, а цензоры будут ограничиваться обычными ежедневными указаниями редактору.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что «среди политически активной части общества зреет запрос на утверждение демократических порядков. Они необходимы для нормального развития страны. Правящие круги это понимают. Но среди них есть разногласия о том, как реагировать на протесты.

Руководящие деятели не раз говорили о необходимости политической реформы. Давление снизу растет. А дело не движется. Власти не знают, не приведет ли демократизация к утере контроля над положением в стране». Многое ожидалось от 18-го съезда партии, состоявшегося в конце прошлого года. Но он ограничился достаточно расплывчатыми формулировками, касающимися внутриполитических изменений. «Если реформа все же пойдет, то медленными шагами. Возможно, Пекин поначалу введет надзор за более жестким исполнением законов», – заключил эксперт.

О настроениях интеллигенции довольно красноречиво говорит снимок пикета в поддержку бастовавших репортеров, размещенный онлайн. Пикетчики держали плакат со словами: «Четыре блюда и суп – это не настоящая реформа. Свобода прессы – вот настоящая реформа».

Владимир Скосырев



Добавить комментарий