Пока Соединенные Штаты Америки фактически отказываются от участия в гонке по освоению космоса, Китай, напротив, наращивает инвестиции в космическую программу. В перспективе США может лишиться статуса доминирующей военной державы мира.
Соединенные Штаты отказались от разработки новых космических аппаратов. По крайней мере, за государственный счет. Теперь NASA будет покупать космические корабли и все необходимое оборудование для астронавтов у частных компаний. Фактически, Вашингтон на официальном уровне признал отказ от участия в космической гонке. Насколько разумно это решение?
С одной стороны, Штатам нужно экономить бюджетные деньги. Экономическая ситуация в мире далека от идеальной, «дно» кризиса до сих пор никто не смог нащупать, а расходы на космос сейчас явно не приоритетны. Но это недальновидная политика, говорит Дуглас Маккинан, бывший спичрайтер Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего.
Опасения эксперта связаны с тем, что Китай планирует инвестировать в свою космичекую программу огромные деньги. И уже в недалеком будущем значительная часть из них пойдет на создание военных космических машин. Если допустить, что через некоторое время китайцы начнут доминировать в космосе, вряд ли кто-то что-то сможет им противопоставить в военном плане. Китай старательно разрабатывает оружие, которое в будущем сможет выводить из строя вражеские спутники. Для американских войск они являются «глазами»: если они «ослепнут», нормально координировать движения войск в Пентагоне уже не смогут. Эксперт видит явное противоречие в действиях военных властей: с одной стороны, они готовы тратить по миллиарду долларов в день на поддержку военного контингента в Ираке, но при этом экономят на освоении технологий будущего.
Причины такой печальной ситуации для своей страны эксперт видит в том, что политики сейчас озабочены не будущим своей страны в отдаленной перспеткиве, а настроениями электората. Они решают сейчас только одну задачу: поднять свой собственный рейтинг или рейтинг своей партии. В США расхожая проблема состоит в том, что многие молодые люди уже начинают отказываться от политической карьеры, а взрослые зрелые политические деятели не способны смотреть далеко в будущее.
12 сентября 1962 года, во время своего выступления в Университете Райс, Джон Кеннеди заявил, что в интересах науки, промышленности и национальной безопасности Соединенные Штаты должны стать «ведущей космической нацией мира». Теперь его слова забыты, констатирует эксперт. Военно-техническое превосходство США над всеми странами мира теперь может оказаться в прошлом. Еще в 1989 году Джордж Буш-старший планировал в будущем начать отправлять астронавтов на Марс. Теперь эти заявления кажутся настоящей фантастикой.
В Китае же, напротив, космическая индустрия стремительно развивается. Недавно эта страна стала лидером по числу запусков космических ракетоносителей. Только в первой половине 2012 года КНР отправила в космос десять ракет. За это время во всем мире было только 35 пусков. Свои ракеты на орбиту запускали также Россия (девять пусков) , США (восемь), Иран, Индия, Северная Корея и две многонациональные компании — Sea Launch и «Арианспейс». Китай начинает свой «великий поход» в космос, пока остальные страны режут бюджеты.
Особенно поражает то, как быстро Китай набирает обороты. Свой первый космический аппарат Поднебесная отправила в космос лишь в 1970-м году — много лет спустя после того, как это сделали США и СССР.
Победа Китая во всех научно-промышленных областях, включая Космос, многим кажется неоспоримой. Дело в том, что американские политики рассматривают любую ситуацию и модель развития в перспективе ближайших месяцев или пары лет — к началу следующего политического цикла перед выборами. Китайские же власти не заботятся о том, чтобы сохранить за собой власть (они и так уверены, что она останется за ними), и поэтому думают на десятилетия, а то и столетия вперед. С этой точки зрения, Китай, конечно, вряд ли станет главным космическим государством через год-два, но через пару десятилетий — вполне.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.