Восход красной Луны («Foreign Policy», США)

В одной из своих знаменитых поэм китайский мастер восьмого века Ли Бо (Li Bai) пишет: «Я смотрю на яркую Луну, потом опускаю голову, и мне кажется, что я дома». Сегодня его потомки смотрят на этот земной спутник с более грандиозными устремлениями.

Это действительно так. Что, если вопреки всем этим разговорам администрации Обамы о «привязке» к Азии, реальная вспышка конфликта между США и Китаем в 21-м веке произойдет не на богатых энергоресурсами атоллах Южно-Китайского моря, не на минных заграждениях в Тайваньском проливе, а чуть дальше – скажем, в 320 тысячах километров от Земли?

Контроль над Луной это далеко не главная задача для большинства американских военных стратегов. Последний раз Соединенные Штаты высаживали человека на лунной поверхности 40 лет назад. В 2010 году президент Обама отменил планы пилотируемого полета на Луну в рамках общего сокращения программ НАСА. Когда кандидат в президенты Ньют Гингрич (Newt Gingrich) на республиканских праймериз предложил выделить средства для создания постоянного поселения на Луне, его буквально подняли на смех.

Но Китай никакого стеснения в своих неземных амбициях не испытывает. В 2011 году Пекин объявил о планах высадки человека на Луну к 2020 году, а его космическое агентство публично предложило создать «базу на Луне, как мы уже сделали на Южном и Северном полюсе». Тем не менее, Вашингтон не задумывается о том, что когда постоянное поселение будет создано, Китай может попытаться утвердить свое внеземное территориальное верховенство, по сути дела, объявив часть лунной поверхности китайской территорией.

Эта идея не так уж и безумна, как кажется. Во времена холодной войны шансы на то, что какая-то из стран начнет претендовать на лунную территорию и на другие планеты, были достаточно реальны, из-за чего в 1967 году с целью предотвращения таких поползновений был заключен Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Но Вашингтон просто слеп, если считает, что этот клочок бумаги помешает китайцам отхватить себе кусок Луны. А если Китай поддастся соблазну и захватит там какую-то территорию, то изменится вся ситуация в области международной безопасности. Новая сфера соперничества за пределами земной орбиты изменит политику великих держав столь же радикально, как запуск спутника в 1957 году подстегнул советско-американскую лунную гонку.

Конечно, все это пока лишь предположения и спекуляции, и важно отметить, что высшее военное руководство КНР никогда открыто не обсуждало вопрос об аннексии лунных территорий. Но пусть это и кажется сегодня фантастикой, последствия могут оказаться настолько масштабными, что такую возможность необходимо рассматривать всерьез. Если Пекин действительно решил захватить Луну или хотя бы часть ее, это разрушит существующий международный правовой порядок в космосе и подтолкнет другие страны к захватам собственных внеземных территорий. Это может положить начало новой эпохе колониализма, подобной той, что существовала в 19-м веке. Нет нужды говорить о том, что стремление к территориальным захватам лишь еще больше усилит тревогу США по поводу Китая.

Вы можете спросить: «Ради всего земного и неземного, зачем Пекину заниматься колонизацией Луны?» Но если проанализировать интересы Китая и соответствующие нормы международного права, то безумное становится разумным, и китайский лунный сценарий начинает казаться не только правдоподобным, но и довольно толковым и умным.

Китай это то, что ученые из сферы международных отношений называют «ревизионистской державой». Он ищет любую возможность для самоутверждения и укрепления своих позиций в международных делах. Установив свой территориальный суверенитет на Луне, Китай очень мощно заявит о себе как о великой державе.

Но конечно, престиж это вряд ли достаточный мотив для Китая, чтобы навлекать на себя неизбежную в таком случае бурю международной критики. Видимо, Пекину потребуются и другие стимулы, такие как доступ к полезным ископаемым. На Луне есть ценные залежи таких ресурсов, как гелий-3 и редкоземельные металлы, на которые Китай обладает едва ли не монополией на Земле. Но здесь он не сможет добывать их вечно из-за тревоги за сохранность окружающей среды. Специалисты также говорят о возможности постройки на Луне электростанции, которая будет собирать солнечную энергию, а затем передавать ее на Землю посредством микроволн. Японская строительная компания Shimizu уже вполне серьезно проводит оценку масштабного проекта солнечной энергетики на Луне.

С учетом положения Китая на Земле, постоянная лунная станция может также обрести ценность с военной точки зрения, если против Пекина объединят свои усилия другие азиатские державы. Такое подозрение нельзя называть необоснованным, ибо региональные соперники КНР Индия и Япония планируют свои собственные амбициозные лунные миссии. Япония, например, намерена создать управляемую роботами базу на Луне в 2020 году.

Скорее всего, на всю Луну Пекин претендовать не будет, ему хватит и части этой планеты. Причина проста: затраты на демонстрацию полной оккупации Луны будут слишком велики. В конце концов, площадь лунной поверхности составляет 38 миллионов квадратных километров. Во-вторых, если Китай оставит часть поверхности Луны, чтобы на нее могли претендовать другие страны, то его захват лунной территории будет выглядеть вполне законным.

Но законны ли вообще лунные притязания Китая? В данный момент нет, но нормы международного права ставят на этом пути очень хлипкие барьеры. Хотя в договоре о космосе от 1967 года утверждается совместная собственность на всю Вселенную за пределами земной атмосферы, он разрешает подписавшим его государствам отказываться от выполнения его условий с уведомлением за год. И сегодня нет никаких законов, определяющих, можно или нельзя запускать на Луну ракеты и сажать там космические корабли.

Отказавшись от выполнения этого договора, Пекин может аннексировать часть Луны и оправдать затем свои действия двумя аргументами. Во-первых, поскольку страны имеют право на выход из договора, они косвенным образом признают возможность предъявления территориальных претензий на внеземные пространства на других планетах. Во-вторых, выйдя из договора, Китай может объявить все аннексированные им лунные участки terra nullius – ничейной территорией, которая никому не принадлежит, и на которую страны могут предъявлять претензии. В статье 70 Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 года говорится, что государства, не признающие многосторонние договоры или выходящие из них, освобождаются «от любых обязательств» по выполнению их условий. Кроме того, международное право в вопросе о суверенитете территории учитывает принцип самоопределения – пожеланий людей, ее населяющих. А поскольку на Луне никто не живет (насколько нам известно), то этот принцип там неприменим.

Создав на Луне постоянную базу, Китай также выполнит важное требование относительно суверенитета. В 19-м и в начале 20-го века Соединенные Штаты и Британия заявляли о своем суверенитете над многочисленными необитаемыми островами в Тихом океане, исполнив формальные ритуалы, такие как поднятие флага. Но в таких ситуациях создание там небольших поселений служило гораздо более весомым аргументом в пользу американских и британских претензий. Если разместить на Луне на постоянной базе пару десятков человек, которые будут периодически меняться, то с правовой точки зрения это будет более неотразимый аргумент, нежели обычное поднятие флага.

Международные правовые нормы могут даже подтолкнуть Китай к тому, чтобы установить свой территориальный суверенитет над занятыми лунными землями. Если лунные богатства действительно огромны, как утверждают многие, у Пекина появится желание заявить о суверенитете, дабы частные инвесторы проявили желание и готовность осваивать территории вокруг его лунной базы. В противном случае может начаться беспорядочная борьба за лунные ресурсы, в которой не будет правовых институтов, занимающихся урегулированием споров и решением вопросов собственности.

Такого рода аргументация может показаться в большей степени научно-популярной фантастикой, нежели внешней политикой. Большинству из нас Луна кажется запредельно далекой, недоступной и враждебной. Но вспомните: Аляска и Австралия были не менее далекими и враждебными, когда Россия и Британия в 18-м и 19-м веках заявили на них свои претензии. Обе территории казались пустошью, пока новая техника не превратила их в локомотивы экономики. Россия позднее обменяла Аляску на звонкую монету и теплые отношения с США. А Британия превратила Австралию в сильную союзницу, сформировав ее по своему образу и подобию, хотя находится она на другом конце земли.

Так что давайте не будем называть китайскую лунную колонию фантазией чистой воды. Если не принять необходимые меры противодействия прямо сейчас, может получиться так, что наши дети будут когда-нибудь смотреть в ночное небо и наблюдать восход красной Луны.

Джон Хикман (JOHN HICKMAN)



Добавить комментарий