На злобу дня

Сегодня я хочу сделать несколько необычный выпуск. :о)

У меня особое отношение к образованию. На мой взгляд, человек должен учиться всю жизнь, причем совершенно разным предметам. Сам я имею спортивное, высшие техническое, экономическое и психологическое образования.

Сегодня мне бы хотелось поделиться с Вами своими размышлениями «на злобу дня» с точки зрения экономиста (опираясь на выводы из статей доктора экономических наук В.В.Попова).

Несколько дней назад произошло знаковое для страны событие — В.В.Путин стал президентом.

По тому, как складываются события после этого дня, возникает ощущение, что нас действительно скоро ждут перемены. Например, уже на третий день своего президентского срока (т.е. вчера) Путин объявил, что решил НЕ ЕХАТЬ на саммит G8 (встреча глав «золотого миллиарда»).

Это очень далеко от прежней политики. Достаточно вспомнить, что еще совсем недавно участие в саммитах G7+1 воспринималось, как невероятно почетная привилегия.

Итак, даже уже по этому небольшому факту видно, что нашу страну определенно ждут перемены.

Сегодня я бы хотел порассуждать о том, какими эти перемены могли бы быть.

Точнее о том, к каким действиям подталкивает нашу власть логика происходящих событий.

Но начну издалека.

Не трудно заметить, что на фоне всеобщего падения экономик, есть одна страна, которая с успехом проходит все кризисы последних лет — это Китай.

На сегодняшний день китайская экономика официально стала второй в мире, уступая лишь США.

Стремительный рост экономики Китая, ее устойчивость к кризисам — это повод для того, чтобы присмотреться к китайской модели более пристально, и задаться вопросом — а нельзя ли у нас, в России, использовать особенности этой модели?

 

В чем сходство России и Китая.

Китай шел примерно по тому же пути отказа от плановой экономики и социализма, как и мы. Сейчас китайская экономика, конечно, уже давно не плановая и не социалистическая:

— цены уже 20 лет как не контролируются, и даже государственные предприятия работают не по плану, а на свободный рынок;

— порядка 75% всего, что производится сейчас в Китае, произведено в частных компаниях;

— имущественное неравенство очень сильное и продолжает расти — по числу миллиардеров, согласно списку «Форбс», Китай занимает третье место в мире после США и России.

 

В чем главная особенность Китая.

Если по уровню экономического развития (ВВП на душу населения) Китай, конечно же, развивающаяся страна, то по силе и эффективности власти он нисколько не уступает развитым странам.

Сила и эффективность власти — это способность государства проводить в жизнь свои законы и предписания.

Способов оценки эффективности власти много — это индексы эффективности правительства, правопорядка, коррупции и т. д., но многие исследователи считают их весьма ненадежными.

Объективными же измерителями силы и эффективности власти являются, во-первых, уровень убийств как нарушение государственной монополии на насилие и, во-вторых, доля теневой экономики как нарушение устанавливаемых государством налоговых и экономических правил.

Китай по обоим показателям находится на уровне самых развитых стран мира.

Так Китай оказывается в группе развитых стран по уровню убийств — менее трех на сто тысяч человек против одного-двух в Европе и Японии и пяти в США.

(В большинстве других стран мира убийств больше на порядки. Например, в Гондурасе 82 убийства на 100 тыс. населения.

Западной Европе, кстати сказать, понадобилось 400 лет, чтобы снизить уровень убийств с сорока в XIV веке до одного-двух в XXI веке. Китай это сделал за 30 лет.)

То же и с теневой экономикой: ее доля в Китае всего 17% — это ниже, чем в Бельгии, Испании, Португалии, тогда как в развивающихся странах этот показатель в среднем 40%, а часто доходит и до 60%.

 

В чем же секрет эффективности Китая?

Ключевые предпосылки для китайского «экономического чуда» были заложены в коммунистический период 1949-1976 годов.

Не будет преувеличением сказать, что без достижений правления Мао Цзэдуна рыночные реформы, начатые в 1979 году, никогда не дали бы таких впечатляющих результатов. Последовавшая в 1980-ых экономическая либерализация была последним элементом, которая и привела в действие механизм ускоренного роста.

Дело в том, что построение успешной экономики напоминает приготовление кулинарного блюда, в которое все составляющие должны быть добавлены в правильных пропорциях. Вкусный торт, которым не стыдно и гостей угостить, получится только при условии правильного сочетания ингредиентов. Если же муки, или сахара, или яиц добавлено в избытке (или положено недостаточно), то в результате получится не торт, а несъедобное месиво, годное только для свиней.

Для экономического роста обязательно требуются следующие ингредиенты: образованное население, сильная власть и либерализация (т.е. отмена экономических ограничений).

Если чего-то не хватает или что-то в избытке, то спусковой механизм роста не сработает, экономического чуда не случится.

Мир полон примеров, когда в разных странах в одно и то же время в одном и том же месте не сходились все необходимые факторы роста, и чуда не происходило. Причем в каждой стране было по разному: иногда не хватает рыночной либерализации, иногда — сильной государственной власти, иногда — образованного населения.

В странах, которые пытались провести либерализацию без учета остальных компонентов, вместо ожидаемого экономического подъема случался экономический коллапс. Так было в 1980-е годы в Латинской Америке, в 1990-е — в южной Африке.

Почему экономическая либерализация сработала в Центральной Европе и не сработала в Латинской Америке и в Африке?

Потому что в Центральной Европе для роста не хватало именно либерализации. В Африке критически отсутствующим компонентом являлось грамотное население, в Латинской Америке работоспособная гос.власть.

Другими словами, реформы, которые требуются для ускорения роста, в разных странах различны, и поэтому рецепты экономического чуда могут быть прямо противоположными.

В Китае к 1980-ым годам были готовы следующие ингредиенты экономического чуда:

1. Сильная власть. После победы в гражданской войне в 1949 году Компартия Китая сформировала эффективное правительство, которого в Китае не было как минимум с середины XIX века.

Авторитарными методами Компартия взяла под контроль всю национальную территорию, прекратив внутренние войны и распри, снизив преступность до одного из самых низких уровней в мире.

Впервые в истории Китая власть дошла до каждой деревни и до каждого крестьянина, так как Компартия Китая опиралась на сеть сельских ячеек и могла росчерком пера в центре менять направление движения огромной страны с миллиардом населения — такая властная вертикаль не снилась и Сталину.

В результате уровень преступности в Китае к 1970-м годам упал до одного из самых низких в мире показателей, а теневая экономика была сведена на нет.

2. Грамотность населения.

В период правления Мао в ходе «очевидно величайшего эксперимента в массовом образовании в мировой истории» грамотность взрослого населения выросла с 28% в 1949 году до 65% к концу 1970-х (в Индии, для сравнения, только до 41%).

То есть в Китае конца 1970-х было все, что нужно для экономического роста, кроме экономической либерализации, которую, к слову сказать, провести намного легче, чем создать все остальное.

Поэтому рыночные реформы 1980-х годов в Китае привели к ускорению экономического роста с 5% в среднем в 1949-1979 годах до 10% в период с 1980 до 2010 года.

 

Почему же у нас было иначе?

Как мы видим, Китай в начале реформ был очень похож и на страны Восточной Европы, и на СССР, где так же были очень высоки и уровень грамотности населения, и существовала эффективная вертикаль власти. Все нужные предпосылки для ускорения роста в СССР были налицо.

Казалось, если добавить немного экономической либерализации, то в СССР был бы воспроизведен китайский успех.

Однако рыночные реформы в СССР, а потом и в России привели не к ускорению роста, а к гигантскому спаду, продолжавшемуся без малого десять лет.

Секрет китайского успеха состоит в том, что экономическая либерализация там не сопровождалась разрушением госинститутов, как это произошло в большинстве стран бывшего СССР.

Бесценное наследие коммунистического прошлого в виде способности государства проводить в жизнь свои законы и предписания в Китае не растранжирили, как у нас, а сохранили.

Экономическая либерализация в России, к сожалению, сопровождалась подрывом государственных институтов: эффективность власти резко упала, средства бюджета стали разворовываться, что сопровождалось ростом теневой экономики и коррупции. Уровень убийств вырос с 7 (на сто тысяч человек) в горбачевский период до более 33 в 1994 году. Можно сказать смело, что вертикаль власти во время правления Б.Н.Ельцина была полностью разрушена, что и явилось причиной экономического коллапса России.

В отличие от России Китай преуспел в поддержании эффективной вертикали власти. Об этом говорит уровень убийств в Китае, один из самых низких в мире: 2,4 (на сто тысяч человек) в 2006 году.

 

Итак, теперь мы можем ответить на вопрос: «к каким действиям логика событий подталкивает наше правительство?».

Очевидно, что в настоящий момент единственным ингредиентом, которого не хватает нам для экономического роста, является СИЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Вертикаль власти, которую начал строить Путин во время своего второго президентского срока, явно не достроена.

И хотя положительные изменения уже налицо — уровень убийств в 2010 году в России составил 13 (на сто тысяч человек) — но это все еще больше китайского уровня в 5 раз.

А как мы помним, разница в количестве убийств в разных странах и позволяет сравнивать ЭФФЕКТИВНОСТЬ и СИЛУ ВЛАСТИ. Т.е. на данный момент вертикаль власти в Китае в 5 раз эффективнее нашей, и правительство Китая намного лучше нашего способно добиваться исполнения законов.

Если денежные потоки — это кровь системы, то власть — это нервы. Если нервные волокна не работают и не проводят импульсы от мозга, то как бы хорошо ни снабжалось тело кровью, оно не сможет двигаться.

Поэтому, если мы хотим добиться экономического роста, то наше правительство должно основные силы направить на главное — на укрепление вертикали власти (что приведет к дальнейшему уменьшению количества убийств). Сейчас для страны нет ничего важнее, чем эффективная, сильная власть.

Кроме того, как ясно показывает статистика, на уровень убийств прямое влияние оказывает доступность алкоголя. Например, после запрета ночной продажи алкоголя уровень преступности в Москве снизился на 23%. Это огромная величина. Поэтому любое действие правительства в направлении антиалкогольной политики будет повышать эффективность власти, а значит способствовать экономическому росту.

Фалеев Алексей



Добавить комментарий