Китай, Япония и Южная Корея создают зону свободной торговли

На встрече глав государств Китая, Южной Кореи и Японии, прошедшей в минувшее воскресенье в Пекине, подписано соглашение об инвестиционном сотрудничестве между тремя странами. Предполагается, что документ станет первым шагом к появлению единой зоны свободной торговли. Переговоры об этом должны начаться еще до конца текущего года.

— Стороны договорились о разработке стабильных, справедливых и прозрачных условий для дальнейшего углубления экономической интеграции, — заявил на саммите премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао.

Как ожидается, появление пространства для свободной торговли принесет огромные выгоды всем трем участникам — особенно с учетом того, что Китай является крупнейшим торговым партнером как Японии, так и Южной Кореи. Всего же объем трехсторонней торговли в 2011 году составил $690 млрд.

Специалисты японского государственного Института исследований экономики, торговли и промышленности уже подсчитали, что возникновение подобной зоны позволит увеличить ВНП Японии на 0,74% за 10 лет. Цифра, может быть, и не столь впечатляющая, но в условиях стагнации японской экономики выглядит оптимистично. Например, если в настоящее время Пекин и Сеул ставят тарифные барьеры на пути японского экспорта на многие модели автомобилей, а также на комплектующие для жидкокристаллических ТВ-панелей, то появление единой зоны заставит снять все подобные ограничения. И коснется это, разумеется, не только машин и телевизоров, но очень широкого списка продукции.

У Сеула свои планы — там с помощью экономических союзников (в первую очередь Китая) рассчитывают увеличить рост национальной экономики на 2,3–3 процентных пункта за 10 лет.

Что же касается Китая, то для него это означает инвестиции и облегченный доступ на рынки соседей.

Свою выгоду от намечающегося экономического союза может получить и Россия.

— Сотрудничество с тремя сильнейшими державами Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом появления такой зоны может стать очень интересным для стран Единого экономического пространства (ЕЭП), в которое входят Россия, Казахстан, Белоруссия, — считает директор Центра АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский.

Схема может быть следующей: наша страна поставляет участникам зоны свободной торговли нефть и газ. Объемы этих поставок в последние годы увеличиваются. Япония, например, сегодня закупает у России 7% от общего объема потребляемых углеводородов против 1% в 2006 году. Взамен мы приобретаем оборудование для технологической модернизации наших производств. Причем обойдется оно дешевле из-за снижения себестоимости производства в зоне свободной торговли (ведь таможенные барьеры между тремя странами будут сняты).

— В последнее время все чаще речь идет о развитии экономического сотрудничества между ЕЭП и АТР, — говорит политолог из Высшей школы экономики (ВШЭ) Максим Братерский. — И хотя Россия в рамках ШОС относится к продвигаемой Пекином идее свободного рынка без особого энтузиазма, опасаясь наплыва товаров из Китая, появление зоны свободной торговли с участием трех стран может изменить положение дел.

Более четкие границы сотрудничество трех стран и России может приобрести на саммите АТЭС во Владивостоке, где будут обсуждаться пути дальнейшего развития экономик региона.

Другое дело, что на пути к появлению зоны свободной торговли стоит немало препятствий.

— В последнее время в АТР возникает очень много различных инициатив, направленных на экономическое развитие региона в сотрудничестве с теми или иными странами, — напоминает японист из ВШЭ Андрей Фесюн. — И проблема в том, что их интересы пересекаются друг с другом. Это и Транстихоокеанское партнерство, и ШОС, и АТЭС. Нужно время, чтобы определить, какой же вариант наиболее жизнеспособен.

Тем временем наряду с трехсторонними переговорами о создании зоны свободной торговли Южная Корея ведет сепаратные переговоры с Китаем о взаимном экономическом сотрудничестве. Япония, в свою очередь, колеблется, что предпочесть — экономический союз с Китаем или Транстихоокеанское партнерство с США. Китай — огромные рынок, но он может завалить Японию своими товарами — например, сельхозпродукцией, — подрывая островной аграрный сектор. Зато сотрудничество с США, давним партнером Токио, сулит меньшую экономическую прибыль.

Константин Волков



Добавить комментарий