Китайцы ожидали Христа, а придут русские попы

Чтобы православная миссия среди китайцев, населяющих Дальний Восток, оказалась успешной, необходимы два главных условия: глубокая православная вера самого миссионера и знание китайской культуры и любовь к ней. Об этом единодушно свидетельствовали те, кто уже имеет опыт миссии среди китайцев, — сотрудники Дальневосточного центра (ДВЦ) при Московских духовных школах. То, что сами они относятся к китайской культуре с глубоким уважением и заинтересованностью, было очевидно для студентов Российского православного университета, которые пришли 9 февраля на презентацию ДВЦ.

Руководитель ДВЦ иеромонах Серафим (Петровский) сообщил, что летом 2011 г. отмечалось 10-летие возглавляемого им центра, который вырос из факультативных занятий по китайскому языку для семинаристов. По его словам, главным итогом работы стало то, что «удалось подготовить людей со знанием китайского языка и с любовью к китайской культуре». Эти «главные результаты» олицетворяли на встрече сотрудники ДВЦ: диакон Алексей Юсупов, семинаристы Кирилл Елфимов и Борис Муртазин, каждый из которых ведет не только научную, но и практическую миссионерскую работу.

В начале презентации о.Серафим рассказал студентам РПУ о китайской цивилизации—по его словам, единственной из древних культур, которая сохранила самобытность в течение тысячелетий. Основа этой уникальности — два столпа: — даосизм и конфуцианство. О.Серафим не отказал себе в удовольствии кратко, но ярко охарактеризовать эти два религиозных течения, а также упомянуть о буддизме, который появился в Китае в соответствии с предсказаниями древнейших летописей. «Ожидали «проповедника великой религии. То есть ожидали Христа, а пришел буддизм!» — сказал руководитель ДВЦ и предложил представить: если бы все было иначе, полуторамиллиардный Китай мог бы стать христианской страной!

Однако, если этого не произошло, «Господь вложил в это какой-то смысл», но православные миссионеры не могут сидеть сложа руки. Речь не идет о проповеди на территории Китая: для иностранцев это исключено, а незарегистрированная Китайская Автономная Православная Церковь, сломленная «Культурной революцией», пока находится в упадке (последний китайский православный священник умер в 2000 г.). Как отметил о.Серафим, «коммунистическая идеология не может насытить душу», и христианство все более распространяется в Китае: ежегодно христиан в Поднебесной становится почти на полмиллиона больше, но это, в подавляющем большинстве, протестанты и католики. Более того, обратившиеся китайцы, живущие в Москве, тоже принимают протестантизм, а не православие, что «удивительно». «Протестантская миссия успешная, а мы отстаем», — констатировал выступавший.

Итак, усилия миссионеров ДВЦ и их сподвижников должны быть направлены на сотни тысяч, если не миллионы китайцев, которые «проживают у нас на Дальнем Востоке, и они будут там, Китай будет выплескиваться за свои границы, этот процесс неотвратим». Как к этому относиться? В противоположность тем, кто опасается такого развития событий, о.Серафим считает, что «это, может быть, и неплохо», если иметь в виду «неиспорченность» представителей страны, где государство жестко контролирует интернет, казнит за наркотики, держит под контролем «другие человеческие страсти», не подпускает к китайцам «тоталитарные секты».

Самым благодатным миссионерским полем являются китайские студенты, молодежь, которая работает или учится в России, считает замруководителя ДВЦ Кирилл Елфимов. По его наблюдениям, любознательность китайцев, их менталитет, отличный от российского, располагает к миссионерскому общению с ними. К.Елфимов, уроженец Владивостока, рассказал: «Когда я целую неделю еду на поезде домой, попутчики, узнав, что я семинарист, задают множество вопросов. Наши, в основном, спрашивают, какой рукой свечку ставить или о том, можно ли развенчаться и т.д. А китайцы задают такие глубокие вопросы о вере, спрашивают о самых важных вещах, что иногда сразу и не ответишь, надо подумать».

К.Елфимов предлагает устраивать для китайцев на Дальнем Востоке специальные воскресные школы. Разумеется, для этого нужны миссионеры, изучившие китайский язык (а на это, по словам о.Серафима, необходимо не менее 2 лет), а также—обладающие особой харизмой. «Китайцы всегда готовы идти за кем-то. Поэтому недостаточно дать им хорошие книжки про православие, нужна яркая личность, «вводитель» в православие», — поделился наблюдениями семинарист.

Любовь к китайской культуре—тоже непременное условие, но, как заметил диакон Алексий Юсупов, «Китай для православного человека не должен стать страстью».

О.Алексий, клирик Китайского Патриаршего подворья при храме Святителя Николая в Голутвине, рассказал об истории православия в Китае, которая насчитывает более 300 лет, об эволюции русских православных миссий — с показывающих отрицательный пример (первые 8-9 миссий) до поднявшихся на уровень апостольского служения (все последующие).

В заключение Борис Муртазин сделал доклад «История Православия на Тайване», сотрудники ДВЦ ответили на вопросы студентов. «Китайское направление очень перспективное, в церковном отношении неосвоенное», — сказал о.Серафим студентам, вдохновив будущих миссионеров следующими словами: «В наших с вами руках судьба христианства в Китае».

Юлия Зайцева



Добавить комментарий