Бинтование ног в Китае

lotv3c

Давайте раз и навсегда избавимся от распространённого заблуждения, будто бы именно эстетика маленькой стопы была главной движущей силой распространения обычая. Некоторые авторы доходят до того, что в обличительном угаре заявляют: “китайским мужчинам было наплевать на духовную сторону девушки, бинтованные ноги для них были даже важнее лица”, видимо для них (авторов) именно лицо является главной духовной ценностью.

Реальное положение дел было прямо противоположным. Родители с детства внушали детям что бинтованные ноги – знак духовной силы женщины, её стремления к целомудрию, чистоте и самопожертвованию ради семьи, и это предпочтительнее любой телесной красоты, которая слепо дана природой.

Чжу Си, вклад которого в распространение бинтования, напомню, был огромен, обосновывал его необходимость именно способностью хранить семейные ценности через целомудрие женщины. Древние китайцы отнюдь не были идиотами. Они отлично понимали что за привлекательной обёрткой из вышитых шёлком и инкрустированных туфелек скрывается жестокая правда жизни. Как писал Фенг Сюн: «если вы снимете обувь и повязки, эстетическое чувство будет разрушено навсегда». Внешняя эстетическая привлекательность таких ног, а также последующее превращение в сексуальный фетиш и мнение о повышении плодовитости, были в большей степени следствиями привлекательности духовной, социальной и экономической, то есть – вторичными.

Как же объяснить распространение обычая и принятие им таких жестоких форм? Почему это происходило именно тогда, не на 500 лет раньше, не на триста лет позже?

Полностью. Часть первая. Часть вторая.



Добавить комментарий