Китайский национализм при всей его неяркости и незаметности вещь достаточно серьезная, чтобы внести ее в список барьеров. Любой человек не европейской внешности в Китае является лаоваем (наиболее близкий перевод этого слова, которое означает одновременно и «дурачок» и «неместный», скорее всего, будет «человек не от мира сего»). А лаовая надо обязательно или обмануть или использовать по максимуму. А лучше – и то, и другое одновременно и несколько раз. Не важно, богат ли китаец, беден, образован или малограмотен, из двадцатимиллионного Шанхая или маленькой деревни, топ-менеджер корпорации или торговец на рынке, но этот лейтмотив в общении с лаоваем у него присутствует обязательно.
Не исчезнет он и на уровне большого бизнеса, только будет тщательно заретуширован бизнес-этикетом. Бизнесмен европейского типа готов к жесткой схватке, к большому жульничеству, и даже к сотрудничеству, но такое постоянное мелкое жульничество приводит его в состояние такого непонимания и ярости, что он может разрушить даже достаточно выгодную сделку. Во многом поэтому китайские компании не выходят на рынки напрямую, используя различных посредников из окитаевшихся лаоваев, имеющих иммунитет к этой манере ведения бизнеса.
Посредники, пользуясь своим положением, демпингуют на европейских и американских рынках, заказывая у китайцев товары по минимальной цене и соответствующего качества. Как грубовато, но удивительно точно выразился один человек, работающий с поставками из Китая: «Они просят сделать из дерьма конфетку, покупают ее по цене дерьма и продают в Европе и России по цене конфетки». В результате любой товар из Поднебесной на внешнем рынке получает имидж «китайской дешевки», с которым китайцам предстоит еще долго бороться, как, собственно, и со своими принципами ведения бизнеса. В противном случае им вряд ли светит торговая независимость на мировом рынке.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.