Граница с Монголией «распечатана»

mongra

Журналисты «Информ Полиса» на себе испытали все плюсы и минусы первых дней безвизового режима между Россией и Монголией.

Событие, которое ждали около 20 лет, свершилось на прошлой неделе. Монголия стала безвизовой страной. 14 ноября вступило в силу межправительственное соглашение о взаимных поездках. И в этот день одной из первых пересекла границу по новым правилам группа жирналистов «Информ Полиса».

Целью своего первого безвизового визита в Монголию мы решили выбрать не Улан-Батор, а Дархан. В этот крупный город можно добраться и вернуться обратно за один день. По дороге есть еще городок Сухэ-Батор и знаменитая торговая зона «Алтан-Булаг». Однако пока они интереса не вызывают. Сухэ-Батор – промышленный станционный городок, село Алтан-Булаг во вторую «Маньчжурку» еще не превратилось.

Требования на нашей границе

Утром 14 ноября ажиотажа на погранпереходе в Кяхте еще не было. Возле КПП с обеих сторон скопилось по десятку машин, и почти все с монгольскими номерами. Переход через границу много времени не занял. Наша пограничница на КПП посмотрела паспорта и поставила штампы. На таможенном контроле тоже все прошло быстро. Нас лишь предупредили о том, что можно, а что нельзя ввозить в Россию.

Оказывается, есть лимит на провоз алкоголя. Один человек может ввезти не больше трех литров алкоголя. Запрещено ввозить продукты животного происхождения, поэтому постарайтесь наесться бесподобного монгольского мяса до возвращения. Впрочем, знаменитый монгольский творог провозить можно. Главное, чтобы он был в «магазинской» упаковке и для личного употребления.

Заминка случилась с машиной. Выяснилось, что при первом пересечении границы владелец машины должен показать техпаспорт и продемонстрировать номера двигателя, кузова. Все это заняло около получаса. Столь быстрое прохождение через нашу границу мы списали на то, что 14 ноября был рабочий день. Пассажирский автобус обычно досматривают гораздо дольше. При этом почему-то запирают пассажиров перед досмотром в душном помещении и запрещают разговаривать по мобильному. После досмотра не разрешают выходить на крыльцо. Нельзя даже курить, хотя в урне лежат окурки. Остается загадкой, кто же там все-таки курит.

Деньги, менялы и страховка

По сравнению с нашей стороной переход через монгольский КПП был стремительным. Нужно было только заполнить иммиграционную карточку, подойти к окошку и получить штампик в паспорт. Здравствуй, Монголия! Первое удобство, которого нет у нас, – сразу на монгольском пункте пропуска можно обменять рубли на тугрики. В здании есть несколько обменников. 14 ноября курс был таким: 1 рубль — 39 тугриков. При обмене ваша 5-тысячная купюра может превратиться в пухлую пачку монгольских денег, едва влезающих в бумажник. Первое ощущение – я миллионер! Захватите кошелек побольше, а лучше приобретите в Монголии.

Кстати, предупреждаем: в Монголии нет металлических монет, только купюры. Кто-то предпочитает менять деньги на КПП, чтобы было на что пообедать в дороге и купить сигареты или воду. Другие — на улице, где снуют десятки менял. Тут курс обмена 1 к 41. Это выше, чем в банке. Но при этом вы будете иметь дело с оравой крепких парней в потертых кожанках, похожих на братков из 90-х. Кстати, мимо «менял в кожанках» проехать не удастся, при выезде с КПП необходимо получить страховку на машину (с нашего микроавтобуса взяли 2000 рублей страховки). Как раз в это время в машину или автобус залезают уличные менялы.

Верблюды и коварный гаишник

Алтан-Булаг пока не впечатляет. Вместо процветающей торговой зоны — ряд унылых домов с вывесками на русском и монгольском языках, недостроенные корпуса зданий, блеклые кафе и закусочные. Единственное, что напоминает о появлении торгового города, – несколько центров автомобильного ремонта. Говорят, там можно достаточно недорого отремонтировать машину.

Зато автотрасса отсюда до Улан-Батора приличная. Дороги прямые, как стрела, асфальт почти без выбоин и ям. Монголы следят за качеством трассы — на обочинах часто попадались дорожные рабочие и техника. За окном промелькнул Сухэ-Батор. Как нам и говорили, это промышленный город с огромными техтерриториями и котельными — близнецами нашей ТЭЦ-1.

Вообще в течение всей поездки не оставляет стойкое чувство дежавю. Пейзажи очень напоминают Тугнуйскую долину и наши пригороды. Вот за окном промелькнули монгольские поселки «Исток» и «Левый берег», «Мелькомбинат» с такими же элеваторными колоннами. О том, что мы все-таки в Монголии, напоминают лишь большие стада тучных животных. Особенно верблюдов.

Вторую остановку нам организовали монгольские гаишники. Оказывается, нужно время от времени платить «дорожный сбор». Прямо посреди трассы стоит будочка с шлагбаумом, где потребуют примерно 500 тугриков. Пишем примерно потому, что цены разнятся. С одной из наших машин потребовали оплату только в одну сторону, с другой, которая поехала чуть позже, взяли на обратном пути и больше. Тут же на КПП мы столкнулись с наглостью монгольского гаишника. Человек в униформе осмотрел машину и указал на трещину на стекле. Последовала длинная фраза на монгольском. Видимо, обозначавшая, что с таким стеклом ездить тут неприлично. Затем человек в форме перешел на русский, сказав очень понятно: «200 рублей!». Спорить с местным стражем порядка чревато. Поэтому дали ему 200 рублей, квитанции не получили, зато двинулись дальше.

Дархан – город контрастов

После полутора часов езды возник город Дархан, смахивающий на наш Гусиноозерск. Но со своими особенностями. Первыми вас встретят окраины с рядами скупщиков бараньих шкур и продавцами дров. Затем жилые многоэтажки, кольцевые развязки и довольно неплохие магистрали. Машин в Дархане, как во всей Монголии, много, и все непрерывно сигналят. Из-за обилия пешеходов автомобили двигаются неспешно. Водители соблюдают правила, кулаками друг другу не грозят. Все чинно, благородно.

Еще один интересный момент — в Дархане нет общественного транспорта. За весь день мы не увидели ни рейсового автобуса, ни даже маршрутки с традиционной «линзой». Зато в Дархане много такси, которые пользуются популярностью – многие местные, выйдя из магазина тут же, не торгуясь (!), усаживаются в «таксо». Оно, по нашим меркам, смехотворно смешное — от 1 до 2 тысяч тугриков, в рублях — от 25 до 50. Это поражает, учитывая, что бензин в Монголии стоит дороже, чем у нас. При перерасчете на наши деньги цена 1 литра 92-го составляет порядка 40 рублей и выше.

Поэтому при въезде в Монголию советуем основательно заправиться еще на российской стороне, возле Кяхты. Вообще Дархан – это город контрастов. С одной стороны, красивые площадки отдыха, кольцевые развязки и дорогие машины. С другой — бараньи шкуры на обочинах, мусор во дворах из-за отсутствия урн. По тротуарам разгуливает молодежь, то одетая в супермодную одежду с айфонами, то облаченная в дешевые пуховики.

Пошарпанные «советские» пятиэтажки и рядом здания банков и торговых центров из стекла и бетона. Странно, что в банках Дархана трудно поменять рубли на тугрики. А в торговых центрах практически нет национальной продукции. На прилавках бутиков «засилье» Южной Кореи и Китая. Кое-где монгольский товар есть – развешаны «кашемир», кожа, изделия из верблюжьей шерсти, носки и перчатки из шерсти яка, ковры, войлочные сапоги и тапочки. Но стоимость вещей почти такая же, как в Улан-Удэ.

В Дархане почти нет сувенирных лавок, где можно было купить туристическую безделушку. Лишь в одном бутике увидели магнитики. Но цена «кусается» – за магнит попросили 15 000 тугриков (почти 400 рублей). Возможно, это потому, что в Дархан почти не ездят европейские туристы. Зато национальный товар можно обнаружить в продуктовых супермаркетах. Тут можно увидеть знаменитую тушенку, сухой творог, боовы, колбасы.

Обед по-монгольски

Закусочных, где можно отведать настоящей монгольской еды, в городе не так уж и много. Кафе есть. Но на поверку большинство из них являются пивными забегаловками. Ассортимент соответствующий: пиво (отметим, что недорогое) и закуски. Правда, чая подают много. Закажешь стакан, а принесут огромную кружку.

Есть у монгольских пивных еще одно коренное отличие. Почти все они – бары-караоке. Видимо, монголы очень любят петь. Кстати, зайдя в один из ресторанов мы услышали из кабинок мощное разноголосое пение. Настоящую монгольскую кухню нашли уже на выезде из Дархана. Отметим, что сервис неплохой – тут же выделили кабинку, принесли меню с картинками, что сделало выбор доступным делом.

А когда принесли, ахнули. Блюда были не просто большими. Они были огромными! Одному весь этот продуктовый ассортимент, включающий в себя гору обжаренной баранины, монгольских поз, чебуреков, салата и картофеля, съесть невозможно. Так что, зайдя в ресторан, заказывайте одно блюдо на двоих или даже на троих. Есть еще один хороший момент – огромные порции стоят невероятно дешево!

«Дьюти фри» на замке

Обратный путь занял порядка полутора часов. Расстроило то, что магазин беспошлинной торговли Duty free shop работает лишь до 18.00, хотя вроде должен круглосуточно. Впрочем, на нашей стороне и такого магазина нет. В целом монгольский КПП встретил дружелюбно и, даже можно сказать, расхлябанно. Нам предложили самим открыть ворота и не забыть «закрыть за собой дверь». Что мы и сделали, собственноручно «открыв и закрыв» для себя границу.

А вот российский КПП отнесся к нашему возвращению серьезно. Опять досмотр, бегающие служебные собаки, вопросы, свет фонарей и строгая пограничница. Удивилась она и нашему короткому визиту в Монголию.

— Какова цель визита была? Вы что, туда обедать ездили? – с нескрываемым любопытством спросила она.

Честно говоря, так оно и было. Всего общий досмотр и проверка заняли у нас полтора часа. Но, подчеркнем, это был рабочий день 14 ноября. Вторая редакционная машина, которая возвращалась позже, угодила под жесткий досмотр.

— Мы простояли на КПП девять часов. Очередь была на выезде с территории Монголии, — рассказывает наш фотограф Марк Агнор.

Город перспектив

Пока итоги таковы: сейчас Дархан абсолютно не готов к приему туристов. В городе мало торговых центров. Товар исключительно такой же, что на дешевых улан-удэнских рынках. Есть вещи качественные, но и цена на них высокая. Пока ехать за товаром в Дархан резона нет. Удивило неумение продавцов торговаться. Тут не встретишь скидок, монголы называли цены и тут же теряли интерес к покупателю.

Еще одно предупреждение для тех, кто намерен поехать в Дархан. Там почти не говорят на русском. Английский не понимают. Кстати, в этом, говорят, отличие Дархана от Улан-Батора. В монгольской столице вас иногда поймут, в Дархане – нет. Поэтому учите бурятский, ибо в прошлой поездке нашему журналисту Аревик Сафарян весьма пригодились даже школьные уроки бурятского. Хотя бы знайте счет, чтобы понять цену. Цифры на бурятском и монгольском почти не отличаются. Или берите с собой переводчика.

Пока плохо развита в Дархане система общепита. Нам пришлось довольно долго шастать по улицам, пока, наконец, не нашли приличный ресторан с настоящей монгольской кухней. Говорят, имеются различные историко-культурные памятники. Но они где-то за городом. Добраться до них не удалось. Таким образом, Дархан пока мало чем может обрадовать туристов из России. Но уверены, что такое положение дел будет недолгим. Нынешний Дархан, сейчас напоминающий Улан-Удэ конца 90-х, скоро преобразится.

infpol



Добавить комментарий