Гонконг: укол зонтиком

ukloluklol

«Надежды, что Гонконг может быть жизнеспособен сам по себе – иллюзии» (Дэн Стейнбок)

«Люди устали от той реальности, которая имеет место быть в Гонконге» (Крис Це, 24-летний житель Гонконга)

«…Экономист Дэн Стейнбок, эксперт шанхайского Института международных исследований и Института Индии, Китая и Америки, связывает реальные причины протестов в Гонконге с растущей экономической неопределенностью. Аналитик напоминает о чудовищном социальном расслоении в Гонконге: коэффициент Джинни здесь в последнее время равен 53,7, что ставит специальный административный район Китая в один ряд со слаборазвитыми и коррумпированными африканскими странами. В списке стран с наибольшим социальным неравенством, составленным ЦРУ, Гонконг занимает 12-е место, в то время как Зимбабве находится на 21-м месте.

Таким образом, по мнению Стейнбока, протесты в Гонконге более всего похожи на движение Occupy Wall Street в США и значительно меньше – на протесты в Украине или Грузии. Ключевой причинной недовольства является поляризация доходов и большая финансовая нагрузка на студентов и молодежь. С аналитиком трудно спорить, учитывая то, что опрошенные НВ в связи с событиями жители Гонконга повсеместно жаловались на финансовые трудности.

Молодые люди, поженившись, вынуждены по несколько лет жить вместе с родителями, пока не накопят денег на собственное жилье, рассказывает о тревожащих гонконгцев проблемах Чань. Из-за «неподъемной» в последние годы недвижимости в Гонконге становится популярной аренда т.н. комнат-гробов – крошечных помещений, в которых есть все необходимое.

«Чтобы ходить, там нет места, — говорит Чань. – И это жилье стоит 300 евро в месяц». В то же время хорошей зарплатой для молодого специалиста считается 1500 евро в месяц.

Жители Гонконга в растущем социальном расслоении винят материковый Китай. По их мнению, именно состоятельные китайцы, получив возможность селиться в Гонконге, взвинтили цены на недвижимость. Также гонконгцы уверены: если они получат возможность самостоятельно избирать своего главу, то тогда, возможно, Гонконгом станет управлять человек, которому близки местные проблемы и который сможет их решить без оглядки на центральные китайские власти.

Лоуренс Риардсон, профессор Нью-Гемпширского университета, занимающийся изучением Китая, вспоминает, что когда он жил в гонконгском районе Монг Кок в середине 80-х, тот уже тогда был населен преимущественно, китайцами, бежавшими с материка. Сейчас Монг Кок, вошедший в Книгу рекордов Гинесса как самый густонаселенный район в мире, наводнен преимущественно туристами и мигрантами, а мелкий бизнес – к примеру, кафе и лавки – нередко принадлежат выходцам с материкового Китая.

Китай пытается «мягко» завоевать Гонконг, утверждают его жители: сюда едет больше людей с материка. Их манит более высокий уровень жизни: среднестатистическому жителю Поднебесной гонконгцы кажутся мажорами, а их быт – сказочным. Если в Гонконге ВВП на душу населения равен $52700, почти как в США ($52800), то в Китае этот показатель составляет $7800.

В Гонконг устремляются те, у кого там есть родственники: согласно законам, они могут получить разрешение на переезд. Также китаянки с материка стремятся родить ребенка именно в Гонконге, т.к. затем они могут получить разрешение остаться там жить. В результате, здесь все чаще звучит характерный для материкового Китая мандариновый диалект, в то время как гонконгцы говорят на кантонском.

Несмотря на недовольство приезжими, а в особенности их законами, аналитики в один голос твердят: будущее Гонконга без материкового Китая невозможно. Стейнбок напоминает, что в 1980-х годах эта британская колония переживала бурный экономический рост. Теперь же, когда материковый Китай стал более открытым для иностранного бизнеса, роль Гонконга в качестве ворот в Китай уменьшилась.

В то же время он продолжал оставаться главным оффшорным центром Китая и пунктом назначения китайских компаний для проведения IPO. Более того – около 75% всех посетителей Гонконга составляют жители КНР.

Экономическое будущее Гонконга зависит от политического примирения с Китаем, уверен Стейнбок. «Надежды студентов и ученых, что Гонконг может быть жизнеспособным сам по себе, являются иллюзией», — заключает он.

А Риардсон напоминает, что затяжные и ожесточенные акции протестов могут быть губительными для густонаселенного мегаполиса. Тогда прагматичные иностранные инвесторы могут выбрать своим объектом более спокойный Шанхай – один из деловых центров Поднебесной.

«Следует помнить, что полиция используется для разгона больших демонстраций, а любые средства, которые будут более жесткими, чем слезоточивый газ, навредят деловой среде Гонконга», — убежден Риардсон».

(журнал «Новое Время», №22, 10 октября 2014 года)

P.S. Согласен. Социальная составляющая – доминирующая мотивация в гонконгских протестах. Помимо изложенного, я бы добавил также реформу в сфере образования, которую Пекин проводит в Гонконге и которая дала толчок движению Scholarism.

igor-tiger.livejournal.com



Добавить комментарий