«Когда я пишу о “китаизации” России, речь не о том, что Китай распространяет свое влияние на российскую территорию». Следуя теории историка Дзюн Ёнаха (Jun Yonaha), выдвинутой им в книге «Китаизация Японии», для РФ «китаизация» означает то, что российский общественный уклад становится похожим на китайский.
Две недели назад я принял участие в международном форуме, который проходил во Владивостоке. Таможенники осмотрели мои вещи не только во время прилета, но и когда я улетал. Досмотрщика интересовали только бумаги. Он проверил каждый листок. Было такое чувство, что я совершил должностное преступление. Я был в России около 30 раз, включая советский период, но давно так остро не ощущал, что я в тоталитарном обществе.
У места проведения форума собралось несколько демонстрантов от «имперской партии». По словам переводчика, на плакатах было написано «Руки прочь от Курил!», «Марионетки США» и «Санкции Обаме!».
Плакат «Руки прочь от Курил!» выражает протест в связи с требованиями Японии вернуть «северные территории». Лозунги «Марионетки США» и «Санкции Обаме!» — критика стран «большой семерки», включая Японию, которые ввели экономические санкции против России в связи с ситуацией на Украине.
Проверка документов в аэропорту и эта демонстрация наверняка были проведены по указанию властей. При этом нельзя сказать, что Россия находится на военном положении. Я не почувствовал напряжения, которое характерно для военного времени. На прилавках супермаркетов также не видно следов санкций.
Тем не менее, социум, который расцвел в период горбачевской перестройки, сейчас испытывает удушье. Это результат ужесточения мер, связанных с изменением законодательства для НПО и другими нововведениями. В этом заключается китаизация России, масштабы которой превосходят даже то, что мы можем видеть в самом Китае.
Этот процесс распространяется не только на российское общество, но и на взаимоотношения с иностранными государствами. Внутри страны — в ходу репрессивные меры, а для внешней политики характерна экспансия. Есть и другие сходства между РФ и КНР.
Они выстраивают такие внешнеэкономические отношения, при которых санкции становятся недостаточно эффективными. Китай является самой крупной в мире промышленной базой и потребительским рынком. Россия поставляет в Европу энергоносители и активно потребляет западные товары.
Во время холодной войны Запад опирался на политику введения постоянных экономических санкций, на «политику сдерживания». В наши дни в отношении РФ и КНР практически невозможно осуществить подобные меры.
Международная игра в санкции представляет собой столкновение принципов «лучше синица в руке, чем журавль в небе» и «ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи».
Сторона, вводящая санкции, апеллирует к тому, что «лучше синица в руке». В свою очередь, экономически слабая страна, против которой они вводятся, пытается терпеть, надеясь на «ешь хоть репу вместо ржи». Однако долго это продлиться не может.
При этом страны, уверенные в своей экономике, бьют по доходам своих противников. Так и сделала Россия, введя ответные санкции. В результате вынуждены терпеть обе стороны. Победителя выявить сложно. Я уверен, что у Кремля был свой расчет.
«XX век — век СССР. XXI век — век Китая». Так говорил бывший посол Японии в России Минору Тамба (Minoru Tamba). СССР был центром мирового порядка. Теперь им стал Китай. Будучи преемником СССР, Россия вновь вышла на мировую арену.
Во Владивостоке есть плита с датой основания города. В 1860 году был подписан Пекинский договор, в соответствии с которым Россия получила эти земли. Я слышал, что в китайской истории этот договор называют «неравноправным». Отношения между РФ и КНР не так просты, как может показаться.
Именно поэтому нельзя с уверенностью говорить о том, что в их отношениях не может быть «медового месяца». 11 сентября страны подписали соглашение о развитии сотрудничества на российском Дальнем Востоке. Китаизация России страшна тем, что в ней есть трезвый расчет.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.