Российско-китайская «перезагрузка» глазами американских аналитиков

perez

Насколько устойчив провозглашенный Кремлем курс на восток, в особенности – на сближение с азиатским гигантом – Китаем? Что объединяет эти страны и способствует их союзу, а в чем их интересы расходятся? Сентябрьская встреча ШОС в Душанбе и сделанные там совместные заявления были призваны отмести все возможные сомнения в искренности, долгосрочности и прочности новых союзнических отношений. Эксперты призывают, однако, не спешить с выводами.

«Союз – слишком большое слово для Москвы и Пекина», – считает политолог Стивен Бланк из Американского Совета по международной политике. Профессор Бланк, работающий над книгой о российско-китайских отошениях, настроен скорее скептически.

По его мнению, в отношениях России и Китая отсутствует несколько важных компонентов прочности, в первую очередь – доверие. Стороны постоянно ждут друг от друга подвоха, полагает аналитик. «Садясь за стол переговов, они знают, что каждый из них под столом ведет свою игру», – сказал Бланк корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

В своих прогнозах политолог подчеркивает важность разделения двух сфер – глобальной и региональной. По мнению Бланка, в геополитике, на уровне сверхдержав у России и Китая нет серьезных противоречий и соперничества. Он отмечает, что среди факторов, сближающих Россию и Китай, наиболее важными являются сходство идеологического и политического подхода к организации внутриполитической жизни и враждебное восприятие американских ценностей, американской мощи и американских интересов.

«Поскольку Россия до сих пор считает себя мировой свехдержавой, она хочет заручиться поддержкой Китая в противостоянии Западу», – констатирует аналитик. Однако Китай, полагает Бланк, находится в значительного более выигрышной позиции. Пекин больше не считает Россию ни мировой сверхдержавой, ни страной, способной представлять для Китая угрозу, считает эксперт: «Как в китайской пословице – Китай может просто сидеть на горе и ничего не делать. Пока США и Россия борются друг с другом, Пекин подбирает осколки и превращает Азию и Россию в экономически зависимые регионы».

И все же, отмечает Бланк, на региональном уровне между Россией и Китаем присутствует элемент соревнования. Пекин и Москва могут быть партнерами, однако не в той иерархии, в какой это представляется Кремлю: «доминирующая Москва и второстепенный Пекин». Ключевой фактор здесь – это экономическая зависимость России от Китая, которая, по словам эксперта, «даже еще до санкций представляла собой достаточно явную тенденцию». Теперь, продолжает Бланк, эта зависимость многократно возрастет – причем, в целом ряде секторов экономики. Более того, по мнению политолога, в ближайшее время стремительно повысится не только экономическая, но и геополитическая зависимость Москвы от Пекина.

Россия, в силу ряда экономических и политических факторов и не в последнюю очередь – в связи с международной реакцией на провокацию в Украине – в этих отношениях окажется в роли зависимого игрока, тогда как Китай уверенно займет позицию ведущей супердержавы. Именно здесь заложен наиболее мощный конфликтный потенциал, отмечает Бланк.

«Рано или поздно, – полагает он, – Москва восстанет против такой иерархии – это противоречит всему, что мы знаем о сегодняшней России; она не будет терпеть превосходства Китая».

Показательна российская политика в Азии, отмечает Бланк: Москва хочет, чтобы Китай поддержал Россию против Запада, но не хочет допустить того, чтобы Китай стал региональным гегемоном в Азии. Поэтому, подчеркивает аналитик, Москва пытается контролировать баланс сил в Азии, поддерживая стратегические торговые связи с Японией, Индией, Вьетнамом и соперничая с Пекином на Корейском полуострове.

Доктор Бланк скептически оценивает последствия растущих торгово-экономических связей России с Китаем для российской экономики. По его мнению, Россия не извлечет из этих отношений никаких преимуществ: «Они не прилагают никаких усилий для модернизации экономики или для развития регионов; даже Сибирь ничего не выиграет от этого сближения, кроме того, что российские рынки будут заполнены азиатскими товарами».

Впрочем, некоторые американские политологи этого мнения не разделяют. Так, автор только что вышедшей в свет книги «Российско-Китайская Ось» (The Russia-China Axis) Дугласа Шоен (Douglas Schoen) (в прошлом – консультант в избирательных кампаниях президента Билла Клинтона, мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга и британского премьер-министра Тони Блэра), убежден: стратегическое партнерство России и Китая представляет для Америки реальную геополитическую угрозу, к которой США не готовы из-за внутреннего политического кризиса, вызванного соперничеством между двумя главными политическими партиями страны. «Согласованная поддержка Китаем и Россией режимов-изгоев в Иране, Северной Корее, Сирии, очевидная милитаризация, агрессивное использование способов кибер-войны и кражи разведданных – все это свидетельствует о том, что Москва и Пекин играют всерьез, – констатирует аналитик. – И лишь возрождение лидирующей глобальной роли США может противостоять ржавчине, которая может поразить мир вследствие этого антидемократического альянса».

Фатима Тлисовa



Добавить комментарий