Школа, радио или ТВ – что эффективнее «промывает» мозги? На примере Китая

promy

Убедительность новой китайской школьной программы составила примерно 20% – именно такая доля школьников из КНР с нежелательными для государства взглядами на демократию и капитализм изменила свои убеждения после обучения по новой идеологизированной программе.

В 2004–2010 годах Китай провел очередную, восьмую по счету школьную реформу, направленную в том числе на укрепление веры молодых людей в партию и социализм. В ходе реформы школы перешли на новую учебную программу для последних трех классов.

Группа исследователей из университетов Мюнхена, Пекина, Калифорнийского университета в Беркли, Стэнфордского университета и Гонконгского университета науки и технологий в апреле – мае 2013 года опросила две тысячи выпускников, среди которых были и те, кто в школе учились по новой программе, и те, кто по старой. Ученые пришли к выводу, что обучение по новой программе приводит к изменению политических взглядов: те студенты, что учились по новой программе, чаще характеризовали свою страну как демократическую, лояльнее относились к партии и скептичнее – к свободным рынкам.

Опрос проводился онлайн, анонимно, но все равно никакие вопросы, связанные с прямой критикой власти, не были заданы – поэтому стоит ожидать, что студенты отвечали искренне. Введение новой программы привело к увеличению «индекса доверия» (включает доверие центральной, местной власти, судам, полиции и вооруженным силам), что, например, уменьшает вероятность участия студента в протестных акциях. Студенты стали чаще воспринимать Китай как демократическую страну и меньше доверять свободным рынкам.

Что интересно, есть некоторые работы, которые проводили оценки «уровня убедительности» в разных других случаях: например, Стефано ДеллаВинья из Калифорнийского университета в Беркли и Итан Каплан из Стокгольмского университета оценили убедительность американского телеканала Fox News в 3–8%, а Стефано ДеллаВинья вместе с Рубеном Ениколоповым из Калифорнийского университета в Беркли, Верой Мироновой из Университета Мэриленда, Марией Петровой из Российской экономической школы и Екатериной Журавской из Парижской школы экономики подсчитали убедительность сербского радио в Хорватии – 4–5%. Таким образом, убедительность школы примерно в 3–7 раз выше, чем радио и ТВ.

В 2001 году, когда затевалась эта реформа, министр образования Китая заключил, что образование «должно формировать школьников (студентов) с правильными взглядами на мир, с правильными взглядами на жизнь и с правильной системой жизненных ценностей», цитируют один из документов авторы исследования. В том числе было уделено внимание и «особому пути Китая».

Так как Китаю удалось это осуществить? Прежде всего было изменено содержание многих учебников. В новую учебную программу были добавлены такие темы, как «демократические практики в Китае», «теоретический социализм в Китае», «ограниченность рыночного распределения ресурсов», «усиление государственного макроэкономического регулирования и контроля», «концепция всеобщих благ», «тройное представительство».

Вячеслав Дворников



Добавить комментарий