Ван Ивэй: Китайской дипломатии никогда не стать такой «безрассудной», как русская

bezras

Украинский кризис привел к тому, что к России вернулось ее былое могущество, Путин с молниеносной скоростью вернул Крым в объятия России, и все эти события очень сильно взволновали китайский народ. Многие китайцы задумались, почему же в китайской дипломатии все обстоит не так гладко, как в русской?

На самом деле, мировое сообщество начало беспокоиться еще тогда, когда китайцы и не думали волноваться. Не так давно, во время визита председателя Си Цзиньпина в Германию, он получил очень особенный подарок от премьер-министра Меркель – первую точную карту Китая, нарисованную немецким художником в 1735 году. Некоторые исследователи полагают, что активное изменение Россией украинских границ вызвало у Меркель волнение за возрождение Китайской Народной Республики.

Конечно, мы можем понять, почему европейцы так ревностно относятся к сохранению границ. С момента начала Нового Времени изменения границ раз за разом провоцировали европейцев на развязывание войн. Поэтому важнейшей задачей общественной дипломатии стало объяснить, что Китай не будет следовать примеру России. Конечно, при этом нет необходимости нарочно разделять Китай и Россию – Россия – это Россия, а Китай – это Китай. А вот если противопоставить их друг другу, то многим может показаться, что причины для волнения действительно есть. В прошлом европейцы уже уподобляли Китай СССР.

С точки зрения истории, культурные гены, сформированные нацией на протяжении долгого времени, уже в корне отличают китайцев от русских. Китайскую концепцию поддерживает логика времени, а не логика пространства, в генах китайской нации заложено стремление повышать уровень культуры, а не расширять свои географические границы.

С точки зрения текущей ситуации, второе главное различие между Китаем и Россией заключается в разной степени зависимости от международных отношений. Развитие китайской экономики привело к тому, что страна стала больше чем на половину зависеть от импортных энергоресурсов и природных ресурсов, импорт и инвестиции стали двумя большими движущими силами в процессе расширения прироста китайской экономики. Зависимость от внешнего мира заставила Китай пойти по пути сотрудничества. А экономическая структура России, которая поддерживается экспортом энергоресурсов и военной продукции, сравнительно одинарна и монополистична, и поэтому зависимость России от внешней экономики куда меньше, чем зависимость Китая. Это Западу, наоборот, приходится поддерживать дипломатические отношения с Россией ради энергоресурсов.

А если говорить о будущем, то третьей большой разницей между Китаем и Россией являются их разные ожидания. Несмотря на то, что русские тоже с позитивом смотрят на будущее, различные исследования демонстрируют, что китайцы строят на будущее куда более радужные надежды. Китай не станет ставить под удар свое стратегическое развитие в столь благоприятный момент ради того, чтобы покичиться своей силой. Помимо Индии и Бутана, Китай подписал приграничные соглашения с 14-ю странами, с которыми он граничит по суше.

В общем и целом, Китаю не стоит следовать примеру России, и в этом нет никакой необходимости. Главное, чему научился Китай в процессе модернизации, это – важность поддержания мира, прогресса, сотрудничества и взаимовыгодных отношений. У Китая и России есть разные стратегии общения с внешним миром. Обвинять китайскую дипломатию, сравнивая ее с Путинской «безрассудностью», просто глупо, это может вызвать лишь усмешку.

Ван Ивэй — глава исследовательского центра Евросоюза при Китайском Народном Университете, профессор института международных отношений



Добавить комментарий