Психиатрия путешествия

sfcc

Пока я не наткнулась на статью психиатров, описывающих негативные последствия путешествий, я была уверена, что поездки по миру могут быть опасны, например, потому, что они вскрывают некоторые недостатки туриста. Особенно безжалостно — рассеянность. В обычной жизни этот дефект характера обычно сходит с рук, но за границей может доставить человеку огромные неприятности.

Можно, например, оставить сумку в поезде Карлсруэ — Мангейм, высадившись на перрон с ночной рубашкой и зубной щеткой в чемодане, но без денег и документов. Можно за два часа до вылета обнаружить, что автобус, который обычно отвозит людей в аэропорт из центра Брюсселя, не ходит по субботам, что в контексте отсутствия денег на такси затрудняет дальнейшее перемещение. Однако после чтения научной работы я узнала, что бывает гораздо хуже. В путешествии можно приобрести болезненные страхи, заработать паранойю или шизофрению, которые положат конец заграничным странствиям.

В варшавский Институт Неврологии и психиатрии прямо из аэропорта привезли женщину. Ее напуганный муж рассказал, как долгожданная поездка в Иерусалим превратилась в кошмар. Паре пришлось прервать путешествие, когда жена перестала спать, стала маниакально наводить вокруг порядок, лизать пол в гостинице и раздавать прохожим на улице воду, говоря, что она превратилась в вино. Женщина практически не выходила из церкви и одержимо молилась. Лечение продолжалось около месяца. Выписываясь из больницы, пациентка заявила, что больше никогда не поедет на Святую землю. Ее случай — первый в нашей стране — был описан в журнале Psychiatria Polska.

Религиозная фиксация

В Израиле, люди, которых затронул так называемый иерусалимский синдром, не редкость. Те, у кого он принимает самую острую форму (около 100 человек в год) попадают в клинику Кфар-Шауль в Иерусалиме. Их недомогание развивается похожим образом. Туристическую путевку в Израиль покупает еще совершенно здоровый человек. Приехав на место, он начинает вести себя странно: вначале отделяется от группы, становится беспокойным, потом начинает одержимо мыться и стричь ногти, громко и энергично молиться. Завернувшись в гостиничную простыню или совсем без одежды, он ходит в места религиозного культа и произносит там проповеди. Доктор Грегори Кац из иерусалимской психиатрической клиники вспоминает случай немецкого туриста, которого полиция обнаружила голым в пустыне. Он крестил встречавшихся ему людей, считая себя Иоанном Крестителем. Поскольку у него не было документов, его личность установить было сложно. Мужчины обычно начинают воспринимать себя Мессией или кем-то из апостолов, а женщины перевоплощаются в Богоматерь.

Кто подвержен иерусалимскому синдрому? Люди старше 40 лет, живущие в небольших городах и росшие в религиозных семьях.

Поездка в Израиль — это обычно их первое заграничное путешествие. Именно такие туристы обычно переживают разочарование, когда их идеализированное представление о Святом городе сталкивается с реальностью метрополии и очага религиозных конфликтов. Их подавляют огромные пробки, шум, вездесущие полицейские патрули и военные. Отъезд из Иерусалима способствует возвращению в нормальное состояние, люди зачастую приходят в себя через пять-семь дней без врачебной помощи. Выздоровев, они стыдятся своего поведения и не хотят больше возвращаться в этот город. Конечно, бывают туристы, у которых проблемы с психологическим здоровьем были уже до поездки: они приезжают в Израиль с ощущением особой миссии и убежденности в собственной влиятельности и важности. Таким людям требуется более длительное лечение. Бывают и такие паломники, которые глубоко верят в исцеляющие свойства Иерусалима (к этой группе принадлежал русский писатель Николай Гоголь).

Иерусалимский синдром время от времени попадает на газетные страницы, он стал даже темой для выставки художницы Катажины Козыры (Katarzyna Kozyra) «В поисках Иисуса», прошедшей в варшавском Центре современных искусств. Психиатры спорят, является ли синдром отдельным заболеванием. Израильские врачи не могут это установить, потому что пациенты возвращаются домой и их дальнейшую судьбу проследить сложно. Некоторые врачи подозревают, что синдром — это обострение невыявленной ранее шизофрении, а пребывание в Иерусалиме просто направляет и обостряет бредовое состояние.

Депрессивный Париж

Париж — это очередное опасное для впечатлительных людей место. Парижский синдром проявляется гораздо реже иерусалимского (около 20 тяжелых случаев в год), и подвержена ему лишь одна нация — японцы. Даже этого количества случаев было достаточно, чтобы посольство Японии в Париже организовало круглосуточную горячую линию, на которую звонят японские туристы с расшатавшимися нервами в поисках поддержки и успокоительных слов о том, что этот город на них не рухнет. Они переживают шок, лично убеждаясь, что в центре европейской культуры и мировой моды много грязи и мусора, парижане — грубияны, а парижанки вовсе не отличаются особой красотой. Жители Парижа, в принципе, не любят туристов, тем более тех, кто не владеет французским. Разговоры на английском могут оказаться довольно неприятным опытом, особенно в такси или кафе. Поездка на общественном транспорте тоже оставляет не самые приятные впечатления: в вагонах метро полно кричащих детей и страстных парочек, не стесняющихся присутствия посторонних.

Для тихих и супервежливых японцев столкновение с парижской реальностью становится сильным ударом. К чувству разочарования добавляются смена часового пояса, физическая усталость от многочасовых прогулок и ощущение потерянности в чуждом городе. Парижскому синдрому больше всего подвержены молодые японки. Его проявления настолько неприятны (галлюцинации, головокружение, потливость, учащенное сердцебиение, депрессия, мания преследования), что хотя они проходят за несколько дней постельного режима, у человека надолго пропадает желание совершать далекие путешествия.

Опасная Индия

Более широким международным диапазоном действия обладает синдром индийский. Культурный шок, употребление наркотиков и даже на первый взгляд невинные йога и медитация могут вывести некоторых туристов (средний возраст — 20-30 лет) из психического равновесия. Маршруты путешествий показывают им мистическую Индию: страну махараджей, дворцов, святынь и женщин в сари. Всего 10 часов в воздухе и европеец оказывается в жарком и многолюдном индийском городе. Человек быстро замечает, что попрошайки и уличные торговцы видят в нем богача, а его светлая кожа издалека обращает на себя внимание. Вживую нищета производит более сильное впечатление, чем на экране телевизора.

По мнению индийских психиатров, сложно определить границу, где заканчивается культурный шок, и начинаются симптомы психической болезни, не связанной с путешествием. Кроме прочего Индия часто привлекает людей с пограничными расстройствами личности. Совершенно здоровый до этого человек может проснуться утром и почувствовать, что у него открылся третий глаз, что он обнаружил Лемурию (континент, затонувший в Индийском океане), а через несколько часов наступит конец света. Посольства разных европейских стран каждый год отправляют домой около 20 человек с проявлениями острого психоза.

Индийский синдром стал активно обсуждаться после того, как в феврале 2012 года в Индии пропал 28-летний ирландский журналист Джонатан Споллен. Перед путешествием он уволился с работы и разорвал отношения со своей девушкой. После нескольких недель поисков были найдены его вещи и одежда, аккуратно сложенные в одном месте. Что случилось с самим журналистом, неизвестно до сих пор. Как следует из израильского исследования, проводившегося на группе из 2,5 тысячи молодых туристов, каждый десятый путешественник, попадающий в тропики, испытывает как минимум один из следующих симптомов: быстрая утомляемость, приливы жара и холода, бессонница, ночные кошмары, снижение настроения, головокружение, тошнота, проблемы с концентрацией, тревожность, страхи, учащенное сердцебиение, удушье, онемение конечностей. Около 2,5% туристов впадают в состояние острого психоза, половине из них после возвращения домой требуется терапия продолжительностью более двух месяцев. Ученые предостерегают, что людям, страдающим депрессией, вообще не следует отправляться в экзотические путешествия. Более того, противомалярийные препараты, которые принимают все приезжающие в зону тропического климата, тоже оказывают влияние на психику.

Удар искусства

Любителям искусства следует быть острожными во Флоренции. Здесь эстетов поджидает флорентийский синдром, который называют синдромом Стендаля. Французский писатель тяжело пережил визит в этот город в 1817 году, красота атаковала его из-за каждого угла! Шедевры итальянского Ренессанса продолжают вредить людям до сих пор. Невосприимчивы только итальянцы, с детства привыкшие смотреть на них. Флорентийский синдром выражается навязчивыми страхами или даже психозом, чаще всего у людей, уже имевших проблемы с психическим здоровьем. Внезапное сердцебиение, головокружение и потеря сознания, чувство потерянности и галлюцинации чаще всего настигают во Дворце Медичи — в капелле Волхвов. Итальянский психиатр Грациелла Магерини (Graziella Magherini, автор книги La sindrome di Stendhal, даже предлагала снабдить особенно опасные произведения искусства табличкой: «может нанести вред здоровью!» Она имела в виду воздействие работ Микеланджело, Караваджо, Рафаэля и Брунеллески, а также картины художника Раннего Возрождения Фра Анджелико. Манерини описывает случай Марты, женщины 25 лет, которая под впечатлением от его полотен, вернувшись в гостиницу, долго молча стояла на одном месте, не контактируя с окружающими.

Работники флорентийской больницы Santa Maria Nuova дают людям, находящимся в самом тяжелом состоянии, препараты против депрессии. Туристам, страдающим синдромом Стендаля, чаще всего 26-40 лет, они путешествуют в одиночестве или с небольшой группой, обычно редко выезжают за границу.

Магерини отмечает, что искусство вскрывает подавлявшиеся травматические переживания и неосознаваемые эмоции: как ящик Пандоры. Самые впечатлительные люди обычно обладают художественными талантами. В литературе можно встретить множество описаний трансцендентального экстатического опыта: например, впечатления Достоевского от картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в Гробу» или Марселя Пруста от «Вида Дельфтана» Яна Вермеера. Нередки случаи буйного поведения: в 2007 году в Авиньоне одна женщина бросилась на картину Сай Твомбли (Cy Twombly) и оставила на ней отпечатки губной помады. Спустя несколько недель мужчина проник через задний вход в Музей Орсэ и сделал 20-сантиметровую дыру в полотне Моне «Мост в Аржантее». В 2009 году российская туристка бросила керамическую кружку, купленную в сувенирном магазине Лувра, в «Мону Лизу».

Синдром Стендаля имеет и свою положительную сторону, о которой рассказала мне знакомая журналистка Сильвия Форнари (Silvia Fornari). В нескольких римских музеях проводятся экскурсии для людей, страдающих болезнью Альцгеймера. Передозировка прекрасного, эмоции, которое оно вызывает, замедляют развитие недуга зачастую так же эффективно, как лекарства. Часть пациентов Centro Alzheimer della Fondazione Roma после занятий в музее частично вернули себе память. Аналогичной терапией занимается также нью-йоркский музей MoMa.

Эротические переживания с Рубенсом

Синдром Стендаля принимает иногда форму, выходящую за рамки эстетического восхищения искусством. Это реакция, которую называют синдромом Рубенса, проявляется внезапной и сильной потребностью в сексуальной активности после выхода из музея. Нагота — тема, которую разрабатывал фламандский мастер (взгляните, например, на «Союз Земли и Воды») — делает для каждого пятого туриста посещение художественной выставки эротическим приключением. Эрос пробуждается также от греческих статуй и живописи Караваджо. Места с повышенным эротическим зарядом — это залы и галереи Дворца Дориа в Генуе, галерея Пинакотека Брера в Милане, Галерея современного искусства в Турине, Академия изящных искусств во Флоренции, Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции и Музей Каподимонте в Неаполе. По крайней мере, так утверждают итальянские психологи.

К сожалению, кажется, что в стране, лежащей на Висле, туристам не угрожают никакие, даже самые легкие, синдромы.

Эва Нецкула



Добавить комментарий