Они рождаются…
Изложить свое видение причин гибели проектов меня подтолкнули новости об одновременном открытии сразу трех новых сайтов — www.chinababe.ru — проекта «Это Китай, детка» (лидера китайских новостей в соцсети «ВКонтакте»), никому неизвестного проекта http://chinafoxx.com/ («Культовое информагентство») и сайта проекта компании транзитплюс.ру, который тоже по замыслу создателей должен был восполнить вакуум в информации о Китае. Все три проекта откроются либо в декабре, либо чуть позже — все они хотят сказать вам что-то новое, быть лучшими в подаче новостей, и, конечно, занять позицию №1 в умах пользователей Рунета.
…и умирают.
Все бы это звучало оптимистично, если бы на моей памяти не было массы негативных примеров создания и де-факто завершения этих проектов. В начале ноября 2013 года основатель информационно-развлекательно блога для китаистов и сочувствующих Dao Ke Dao заявил о закрытии проекта с формулировкой «неинтересно», потом, правда, он взял в себя в руки (как будто) и продолжил постинг. Это не единственный пример. Как сейчас помню, в 2008 году открывался сайт ChinaPro, который издавал журнал «Деловой вестник Китая», была команда из журналистов, главного редактора, и даже видео-оператора. Я не совру, если скажу, что сейчас этот проект уже не так интересен, возможно, потому что просто копирует сообщения других СМИ, прежде всего ИА Синьхуа.
Почему так происходит?
Просто забейте в Yandex и Google слово «Китай»…
..Удивительный Китай, Великий Китай, Великая Стена, Абирус: Энциклопедия о Китае, ChinaPro, Dao Ke Dao, «Это Китай, детка», Газета «Жэньминь жибао» он-лайн, ИА Синьхуа: русский язык, Международное Радио Китая, Лаовай каст/Магазета, Правда в Чае, Моя China, Китайский для лентяев, Подслушано в Китае, Китайские пространства, Восточное Полушарие: Китай, Sad Panda, Чайна-ру.нет, а также пару десятков популярных ЖЖ, а еще регулярно новости о Китае публикуют Лента.ру, Ведомости, Газета.ру, Голос России, Российская Газета, и даже Комсомольская правда и Советский спорт (шутка).
2) и большинство из них убыточные.
Если не все. Калькуляция проста — стоимость работы копирайтера-переводчика со знанием китайского и английского — где-то минимум 1000-1200 долларов в месяц, он делает в день три хороших текста (он может делать и 6 — но плохих текста). Давайте прокалькулируем стоимость проекта «Это Китай, детка» (без учета стоимости других видов работ и сожженного электричества/выпитого кофе, а также работы энтузиастов, поддерживающих проект) — проект существует 21 месяц, таким образом его стоимость
21 * 1000 = 21 000 долларов, ну или 600 тыс рублей/ 130 тыс юаней /
Я не знаю точных цифр доходов основателя проекта от рекламы, но думаю не сильно ошибусь, если назову цифру в 2000 долларов за 21 мес. То есть доходы от рекламы составили лишь менее 10%. Это и есть настоящий КПД от проекта.
Действительно ли основателю «Дао Кэ Дао» стало неинтересно заниматься Китаем? Вряд ли. На самом деле, любой китаист-копирайтер (-редактор) рано или поздно теряет энтузиазм, и начинает соотносить объем вложенных усилий и полученной отдачи. ДКД, судя по всему, такой отдачи не получило* рекламная стратегия ДКД — это 1000 рублей за любой пост в ленте и навсегда, но вы можете пролистать посты достаточно глубоко, чтобы понять, что даже подобной мизерной отдачи проект не получает. С точки зрения коммерциализации — это просто нагревание среды.
Что делать?
Чтобы «Это Китай, детка» стал рентабельным, то есть получил денег хотя бы столько же, сколько вложил усилий, ему надо по закону логики как минимум вырасти в 10 раз. Нет, не в 2 раза, не в 3 — в 10.
Но что же происходит на самом деле? За первый год паблик вырос до 20 тыс подписчиков, а за второй вырастет только на 15. По идее, число подписчиков при сохранении энергии должно удваиваться, ведь в ленте новостей тебя видят еще больше подписчиков, они делают еще больше перепостов. Но в этом паблике почему-то идет снижение темпов… То есть ЭКД потребуется еще 10 лет вложений, чтобы основатель окупил лишь первый год усилий. Вряд ли у проекта есть 10 лет. У него даже нет этого года, потому что яркая идея также быстро теряет последователей, как и набирает их, а также из-за высокой конкуренции. Все хотят иметь свой паблик о Китае.
Я не зря рассматриваю паблик «Это Китай, детка», а не, скажем, сайт «Удивительный Китай» (может быть, в далеком 2000 году это был чуть ли не первый «китайский» сайт на который попал еще тогда юный я, и кстати, он все еще в топе в Яндексе). По моему мнению, Артем Жданов с точки зрения позиционирования и брендирования проекта («товара») попал в «10-ку», сайт удваивал показатели первые полгода/год, а потом… встал. Сейчас основатель проекта хочет создать сайт, что удвоит его работу (умножим 21 тыс долл на 2) и разделит его аудиторию, то есть снизит КПД ровно в 4 раза.
быть особенным.
Артем Жданов, который очень преуспел в свое время в университетском КВНе, попал с названием и материалом паблика в самое женское сердце социальной сети «Вконтакте», «Это Китай, детка» — кажется, лучшего бренда для социальной сети, где в основном сидят девушки от 18 до 28, а также те, кто с ними контактирует – не придумать. Мне кажется, этот элемент удачи, которую основатель еще не до конца оценил. Отличное позиционирование было и в характере материалов – коротко, ярко, развлекательно – сообщество удваивалось до тех пор, пока Артем Жданов не принял рокового решения – сделать паблик «всекитайским» и «серьезным». То есть как все. С этого момента паблик стал не таким особенным. С тех пор паблик начал «застывать», а открытие сайта с длинными текстами, оторванного от непосредственной среды социальной сети приведет проект к смерти. А жаль, хороший ведь проект.
По сути любой проект держится на энтузиазме создателя и его свободном времени в течение 1 года. Далее вопрос коммерциализации становится ребром — и как правило, этот вопрос и становится смертельным для практических всех проектов, которые пытаются объять необъятное, и теряют особенность позиционирования — им приходится работать все больше, а выхлопа получать все меньше.
«КИТАЙСКИЕ ПРОЕКТЫ» РУНЕТА:
позиционирование, брендинг, рекламодатели и инвестиционная привлекательность.
Сайт «Удивительный Китай».
Да, да, я начну прямо с дедушки-сайта 🙂
Идеальное позиционирование: «Удивительный Китай» — лидер в поиске Яндекса. Реальность — это восприятие, товар в наше время по сути — это его упаковка. Что на ней написано, то человек и ожидает, и выбирает. Действительно, Китай прежде всего удивляет. Название не броское, рассчитанное на самую широкую аудиторию и покрывает основные группы интересующихся — единоборства, туризм, любители азиаток, китайские гадания и мистика.
Целевая аудитория — несколько миллионов человек.
Ошибки позиционирования: нет.
Ошибки бренда: нет, но лого оставляет желать лучшего. название сайта в сети также
Причины медленного развития: низкое присутствия в соцсетях, ужасный дизайн, низкое качество материалов.
Инвестиционная привлекательность: достаточно высока, но при условии преодоления ошибок.
Потенциальные рекламодатели: все, кроме закупочного бизнеса.
Инвестиционная привлекательность: высокая.
Срок жизни — еще лет 10-15 🙂
Это Китай, детка.
«Это Китай, детка» — этот товар явно для студенток и любителей студенток, максимум целевой аудитории примерно 100-120 тыс человек (все, кто учится, учился и хочет учиться в Китае + сочувствующие), и все они проводят время в Контакте.
Ошибки позиционирования: попытка сделать из сайта «серьезный» ресурс (это показало низкие переходы в другие проекты создателя). С одной стороны — это отпугивает основную целевую аудиторию, с другой — почти не привлекает других читателей, во-первых, по причине «силы бренда» («Смешарики» — это название мультика, а не фильма про войну), во-вторых, по причине того, что ресурс становится серо-буро-малиновым, а как мы уже выяснили, для успеха важно быть особенным, слишком много однообразных ресурсов. Можете возразить, а разве Удивительный Китай — не сборная солянка — но этот ресурс чуть ли не первый появился на рынке. Также как «Это Китай, детка» первый появился в соцсети, и даже если сейчас появится ресурс «Это Китай, киска!», он никогда не догонит первый. /Кстати, надо бы провести эксперимент 😉 /
Ошибки бренда: нет. Однако лого содержит элементы, которые в сознании потребителя не выражают четкой идеи позиционирования. Название сайта — лучше сменить на более читаемое kitaydetka.ru
Причины медленного развития: ошибки позиционирования.
Потенциальные рекламодатели: сервисы, связанные с жизнью студентов, образовательные учреждения, компании из сферы развлекательных услуг. НЕ бизнес. НЕ государственные учреждения, к сожалению, название сайта закрыло доступ для работы с крупными университетскими объединениями.
Инвестиционная привлекательность: средняя
Срок жизни — до конца 2014 года.
*ля, я в Китае.
Коротко хочу пройтись по этому проекту. Я считаю, что он может спокойно догнать «Это Китай, детка» — однако рекламодатели просто никогда не будут с ним связываться, кроме организаторов определенных студенческих вечеринок. Ошибкой в развитии паблика стало его переименование в КНР (в дальнейшем название вернули). Сейчас в паблике висит лого, которое совершенно не отражает сути бренда. Проекту осталось без кординальных перемен — максимум полгода.
Китайский компот + Китайские пространства.
Сразу оговорюсь, что я не так давно знаком с проектом.
Позиционирование: «Компот», насколько я понимаю, охватил львиную долю от пользователей полушария, и агрессивно захватил аудиторию закупщиков таобао и среднего бизнеса.
Цель создания и целевая аудитория «Пространств» не очень ясна.
Бренд: Название «Компот» хоть и броское и запоминающееся, но совершенно не ассоциируется с закупками таобао и мелкооптовой торговлей. Название надо менять. То же самое с «пространствами» — красиво, художественно, но как говорил Эл Райс, гений рекламы, «сегодня поэзия в рекламе также мертва, как поэзия в поэзии».
Потенциальные рекламодатели: логистические и бизнес компании.
Инвестиционная привлекательность: высокая.
Причины задержки развития: бренд. Не надо бояться его менять.
Срок жизни — пока не прекратится торговля с Китаем.
Тут я бы хотел затронуть еще один проект «Правда в Чае», не смотря на то, что в нем есть фишка — это подкасты с Дмитрием Портнягиным, но ни лого, ни название не отражают сути услуг проекта. Я бы предложил основателю состредочиться на подкастах, и поменять название — так как потребители не понимают — торгует ли компания чаем улун на развес или ищет поставщиков. Формат аудио более привлекателен для услуг — это хорошая находка. Что касается позиционирования — не очень ясно, что отличает ПВЧ от других аналогичных бизнес-пабликов.
Осталось еще несколько проектов, которым, я возможно, посвящу время далее. Среди них когда-то интересный и ныне мертвый проект ЧайнаПро, ДаоКэДао, и Абирус.
Олег, а сам как оцениваешь эти размышлизмы?
вроде здесь написал http://www.daokedao.ru/2013/12/07/pochemu-lyuboj-resurs-o-kitae-obrechen-kommentarij-dkd/
О, спасибо. Пропустил.
Кстати, опубликовали у себя в Васае видео с дедовщиной, нашли не через ДКД, но позже читатели наводку дали 🙂 Это в армии дело, а в пожарной части.
так пожарные части, судя по ролику, в КНР тоже не вольнонаемные, а часть силовых структур.