Почему любой новый ресурс о Китае обречен? Аудитория /II/

obr

В прошлый раз мы рассмотрели основную проблему частных про-китайских сайтов Рунета – рано или поздно у энтузиастов встает вопрос финансирования и оно едва ли покрывает вложенные силы, даже если считать их по себестоимости, и не учитывать стоимость технической и дизайнерской поддержки. Основным доходом при этом являются поступления от рекламы. Чтобы их увеличить стартапер, естественно, стремится увеличить аудиторию – начинает писать и о китайских собачках, и о насилии в семье, и о, к примеру, островах Дяоюйдао и о китайских тараканах — где его и поджидает основная опасность — потеряться в аналогичных проектах. (сравните Это Китай, детка и www.china24news.com, да и вот — споткнулся о череп, гуля по кладбищу подобных проектов http://www.chinanews.ru — кстати, клевый дизайн )

Неужели и правда, есть такие люди, которым одинаково интересны все эти темы? Они, и правда, есть… это профессиональные китаисты, но это именно та группа людей, которая в меньшей степени нуждается в рекламе каких-либо связанных с Китаем услуг – будь то образовательные, туристические или бизнес услуги. Они сами являются поставщиками услуг, и новостных, кстати, тоже.

Проблема в том, что «информация о всем Китае» как цельный продукт существует только в голове узких специалистов, которые этой страной занимаются.

Для всех остальных Россиян Китай — этов каждом индивидуальном случае свой Китай, и они привыкли получать информацию именно о том Китае, который они знают, который уже есть в их голове — это закон работы мозга обывателя — сокращать умственные усилия до минимума, и отказываться от лишней инфы. Ну знаете, как избегать разговоров со скучными людьми.

1. Образ врага. 
И знаете, у какого «Китая» самая большая потребительская аудитория? У продукта под названием «желтая угроза» — да для 95% населения России, которое не выезжает на отдых за границу — китайцы — это прежде всего желтая угроза. И эту самую огромную аудиторию потребителей эксплуатируют именно самые популярные российские СМИ.
Этот некий огромный колосс, притаившийся у наших дальневосточных рубежей, туманный и сумрачный — за своей великой стеной, вынашивают свои тысячелетние планы построенные по хитрой китайской мудрости, написанные на «китайской грамоте».

«Нас поглотят китайцы» — часто можно услышать из уст обывателей. Некий инфернальный страх и уважение вокруг слова «Китай» — и когда надо кинуть клич «Россия в опасности!» часто прибегают именно к этому товару. Да, это во многом не понимают дальневосточники и сибиряки, которые относятся к Китаю по-проще, но львиная доля из 120 млн россиян, живущих как я недавно услышал в «Западной России» являются потребителями именно этой информации — и только.

Потребители: широкие народные массы, пребывающие в имманентной серости и тревоге.
Они не будут читать все новости о Китае, а только те новости, которые говорят — «много китайцев замыслили что-то злобное и китайское!»

2. Образ плохого товара.
Второй по значимости «Китай» — это «китайское качество по низкой цене». Этот стереотип вырабатывался годами и теперь истинный шок вызывают сообщения о действительно качественных китайских товарах. Клеймо китайского качества почти не смыть из умов россиян. Это поколенческое. Вот выросло новое поколение — они покупают напрямую из Таобао, тут порядок, но те, кому за 30 — еще подвержены этому стереотипу. Глобально для процентов 70 россиян вы никогда не втолкуете, что китайцы уже все давно научились неплохо копировать вплоть до луноходов. Для 99% бизнесменов вы никогда не объясните, что в Китае может быть дороже, чем в России. Хотя, вроде образованные люди, а все туда же…

Потребители: бедные широкие народные массы, пребывающие в имманентной серости и тревоге.
Эти тоже не будут читать все новости о Китае.

3. Шинуазри, мон шер! 
Видели ушуистов тут и там скачущих со своими палками с бантиками? Добавьте к ним рисущих кисточками китайские иероглиф «счастье», и изучающих как не пролить лишнего «ци» русских бродячих даосских алхимиков, изучающий Дао дэ цзин по переводам, прости Господи, переводчиков. Любителей азиаток не забудьте. Все это называется «шинуазри» — или закос под Китай. В этой котовасии принимаю участие много фриков и юродивых — они, кстати, одна из самых больших аудиторий сайтов «все обо всем», только с ними одна проблема — не очень они богатые, и вот даже если рекламадатель прельститься на сайт с высокой посещаемостью, вряд ли он получит хороший выхлоп — они не потребители. Ну если не считать маскарада для ушу, кисточек, рисовой бумаги и прочей радости.

4. Китайский язык.
Студенты. 
Они потребляют китайский язык. Много. Самозабвенно. Не китайские новости. Им плохо от количество заученных иероглифов и сносит крышу от прыгающих комбинаций китайски тонов, и опять же — они бедные. Они не потребители рекламы. Хотя показатели создают — факт. Пытаются симулировать изучение языка серфингом по про-китайским сайтам 🙂
Студент иногда на деньги родителей ездят на стажировку в Китай, но инфу они получают не из сайта «Все о Китае», а из специализированных сайтов.

Преподаватели — это китаисты 🙂 они не потребляют, они экономят, чтобы купить еще 50 кг книг и привезти все в России. И не читать. Шоб було.

7. Дешевое путешествие и экзотика.
Туристы. 
Милая аудитория, которая ходит на туристические сайты. Российских туристов в Китае — было 2,5 миллиона в прошлом году. Это много. Но они знают один остров, и это не Дяоюйдао… 🙂

8. Бизнес
Мелкие и средние бизнесмены. 
Это очень умные ребята, они умеют искать инфу сами. Они знают, что такое РСС и их не удивишь перепечаткой из РИА новости или Синьхуа, на то они и бизнесмены. И знаете профессиональную болезнь бизнесменов — она называется перегрузка информацией, они пытаются отсечь все ненужное и не тратить на него время. Дяоюйдао? Не, не слышал. Им больше нужны логичные заключения, владение ситуацией.

9. Лаоваиская жизнь
Лаоваи — это такая категория дауншифтеров, которая отчаялась найти что-то стоящее в России и ломанулась в Китай. Кто за мужем, кто в «карго 666» поработать и в потолок поплевать. Они очень похожи как потребители на китаистов, у них тоже нет денег и желания тратить их на услуги, которые они уже умеют получать сами, без посредников, а часто ими и являются. Да, они наркутят счетчик сайта, но я бы отсоветовал рекламодателям, если только вы не рекламируете VPN или аналогичную массовую но дешевую услугу верить этим цифрам.

10. Крупный бизнес, чиновники, политики. У них есть свои информационные службы.

Что получается, категорий 10 или больше, но все они хотят совершенно разноплановую инфомацию о Китае, для них Китай — это каждый раз какой-то свой Китай, Китай-язык, Китай-пляж, Китай-шмотки, Китай-экзотика и т.д. И когда они видят новость не о том Китае — они делают выбор не в пользу источника информации.

Вот и получается, что от широкопрофильных проектов про Китай самостоятельный выхлоп очень низкий, не считая имиджевой рекламы.

Проекты «китаисты для китаистов» интересны как имиджевый пиар самих китаистов. Ведешь, к примеру, популярный блог, ррраз – тебя взяли на работу. Если зарплату на работе включать в «выхлоп» от проекта, тогда такие проекты становятся обоснованным (хотя, кажется, все равно бьются в ноль, используя это время можно было бы напереводить на ту же сумму), но все же это не становится медиа-проектом в чистом виде, вы по-прежнему продолжаете продавать свой труд, но под другим соусом. Ок.

Еще один выхлоп от подобных проектов – имиджевая реклама компании/государства. К примеру, компания «Карго 666» или «Китайский поставщик» или само Китайское государство создает собственный новостной портал где говорит, что такое хорошо и что такое плохо, а также почему товары, услуги надо заказывать у них, или почему Китай хороший. Тут тоже надо кормить коллектив нерадивых копирайтов, тратить силы на их контроль и учет, все время думать, что они ведут свой блог/проект, да еще и могут перейти к конкуренто и нагло все слить.

Учитывая то, что оптимальные расходы на рекламу компании составляют ок. 1% бюджета компании и при условии содержания 1 копирайтера /900-1200 долл/мес./ для 1 сайта, с последующей ретрансляцией в соцсети и другие среды, то содержание полноценного ресурса может позволить себе компания с бюджетом от 1,2 млн долларов в год.

Но если этот сайт пишет и о Дяоюйдао и о растаможке, и о живописи гохуа, то он не способствует увеличению клиентов основного бизнеса. Куда эффективней была бы реклама на форумах по таможенным вопросам, но не создание ресурса «все обо всем», и тем более размещение рекламы на подобных ресурсах.

nnvavilov.livejournal.com



Добавить комментарий