Китайские тренды

trendy

Китай в ближайшее десятилетие будет погружен во внутренние системные реформы, где главная цель в экономике – удвоить ВВП, в социальной сфере – построить «общество средней зажиточности» (сяокян) и общая цель – повысить уровень самодостаточности экономики от каких-либо внешних влияний.

DipComment регулярно будет отслеживать ход проводимых китайских реформ. В нынешнем кратком обзоре ¬– анализ текущей ситуации, сложившейся в китайской экономике.

Рост ВВП замедлился. По итогам 2012 года, прирост валового продукта КНР составил +7,8%. С текущим годом официальные власти связывают несколько улучшенные показатели – рост более, чем на 8% в год. Правда, независимые международные эксперты недавно по этому поводу высказали скепсис. Так, 19 июня гонконгская корпорация HSBC понизила прогнозы роста ВВП Китая на 2013 и 2014 годы до 7,4%. Хотя средний консенсус-прогноз экспертов по темпам роста китайской экономики на текущий год, по словам главного экономиста HSBC по Китаю Цюя Хунбиня, составляет 7,8%. 
Для сравнения: первоначальный прогноз HSBC на 2013 год говорил о подъеме экономики на 8,2%, а на 2014 год – на 8,4%.
Причин замедления экономики несколько (это вполне может быть темой для отдельной статьи). Одна из них – системные реформы, за претворение которых принялась новая правящая команда во главе с председателем Си Цзиньпином. Ибо, очевидно, что, как показывает мировая практика, реформы – явно не тот период, когда следует ожидать бурного развития. Впрочем, даже замедление темпов роста китайской экономики не изменит ход прежних тенденций.
Во-первых, Китай, в любом случае, останется самым быстрорастущим рынком в мире даже в условиях продолжающегося глобального кризиса. В частности, по сравнению с ситуацией на развитых западных рынках. Как результат, даже при замедлении темпов роста китайская экономика все равно имеет наибольшие шансы в среднесрочной перспективе обогнать США по номинальным объемам ВВП и стать самой крупной экономикой мира.


Во-вторых, Китай, обогнав США по объемам экономики, лишь окончательно прервет период их державной гегемонии. Тем не менее, для американского бизнеса китайская экономика нисколько не утратит интереса. Китай даже при всех аспектах своего роста и реформ по-прежнему останется страной с трудоемким производством. В то время как для американских компаний особенно нужны быстрорастущие рынки. Тем более, что одно из основных конкурентных преимуществ китайского роста – дешевая рабочая сила – на ближайшие 20 лет сохранит свою актуальность. Просто центр экономической активности в КНР сместится с высокоразвитых приморских районов в «глубинку»: в Центр и на китайский Запад.
В-третьих, китайские стратеги давно взяли за основу не количественные показатели роста, а повышение качества жизни. В частности, для достижения этой цели направлены первые решения по реформированию госаппарата КНР, о чем DipComment уже информировал. С точки зрения улучшения качества жизни первичное значение имеют показатели среднедушевого показателя ВВП, контроль за качеством продуктов питания, соблюдением экологических требований и т.д. Кроме того, немаловажное значение имеет задача по обузданию стабильно высокой инфляции (по меркам китайской экономики) и уменьшению монетарной базы, непомерно раздутой за последние годы, что таит в себе риски накопления «мыльных пузырей» на рынках активов.

«Мыльные» угрозы. Меры Пекина по обузданию уровня инфляции, которая последние два года держалась на уровне 5%, наконец, стали давать позитивные результаты. Например,эЭксперты корпорации HSBC понизили на 2013 год прогноз инфляции с 3,1% до 2,5%, а на 2014 год – с 2,7% до 2,6%. Официальная статистика КНР также ожидает замедление в текущем году инфляции – ниже 4%.
Однако, объем монетизации ВВП по-прежнему остается рекордно высоким. Например, по итогам 2012 года, монетизация ВВП КНР составила 97,42 трлн.юаней. По этому показателю Китай даже стал глобальным лидером, сконцентрировав внутри страны 1/4 от всей мировой денежной массы. 
Для сравнения: монетарная база Китая превышает показатель США в 1,5 раза; в 4,9 раза – показатель Британии; в 1,7 раза – показатель Японии и на 20 трлн. юаней – показатель «зоны евро».
Причем наибольшая динамика роста монетарной базы наблюдается с 2009 года, т.е. как одно из последствий глобального кризиса. (Прим.: соответственно, уменьшение притока иностранной валюты с западных рынков и необходимость «компенсировать» его внутренними юаневыми вливаниями). Так, с 2009 года монетарная база растет в среднем на 10 трлн. юаней в год. Хотя еще в 2000 году общий объем монетарной базы составлял всего 13 трлн. юаней.
Как результат, рост монетарной базы неизбежно дал кумулятивный эффект: с 2010 года началась очередная волна повышения стоимости активов. В частности, избыток ликвидности снова устремился на рынок недвижимости, автопрома, объектов роскоши, антиквариата, предметов искусства.
Впрочем, в ближайшие годы монетарный прирост должен замедлиться. Так, в 2013 году при темпах роста ВВП на 8% объем монетарной базы вырастет на 13%.
Отчасти прирост юаневой денежной массы обусловлен эмиссией (одна из основных кризисных мер центрального правительства). Но есть и «китайская специфика»: во-первых, в Китае продолжается переход от плановой к рыночной экономике. Соответственно, на рынок со своими активами вышли предприятия, которые раньше там не присутствовали. Во-вторых, большинство социальных программ в Китае осуществляются через банковский сектор.
В общем, на перспективу для нивелирования указанных рисков и сдутия «мыльных пузырей» в ближайшие годы для китайской экономики будет актуальна реформа финансовых институций, банковского сектора, рынка недвижимости, страхования и других.

Реформа финсектора. 19 июня Госсовет КНР на своем заседании обсуждал, как финансовый сектор мог бы поддержать реструктуризацию экономики страны. Основное решение было принято по поводу увеличения кредитной поддержки стратегических отраслей, а также сфер с большим количеством рабочих мест.
При этом кредитование банками проектов в отраслях, где отмечается перепроизводство, вообще должно быть запрещено. 
Кроме того, Китай также делает ставку на либерализацию процентных ставок, стимулирование инвестиций зарубежных корпораций, наращивание выпуска гособлигаций, а также развитие программ господдержки доступного жилья. «Финансовая система КНР должна лучше поддерживать трансформацию и модернизацию экономики, лучше служить развитию ее реального сектора, более адресно стимулировать внутренний спрос и более конкретно предотвращать финансовые риски», — отмечает Госсовет КНР.
Китайское правительство проводит реформы с целью сокращения зависимости экономического роста страны от инвестиций и экспорта. «Новый подход Пекина предполагает фокусирование на реформах, а не на стимулировании, — отмечает главный экономист HSBC по Китаю Цюй Хунбинь. — В последние три месяца мы видели достаточно сигналов того, что новое поколение китайских политиков нацелено на проведение реформ».

Социальная напряженность. Социальная напряженность – еще один побочный эффект проводимых реформ. В силу того, что любые реформы всегда, как правило, носят непопулярный характер. И еще китайские мудрецы предостерегали потомков от того, чтоб жить в эпоху перемен.
Высокая безработица по-прежнему остается одной из основных проблем китайской экономики. Причем для реалий КНР двойную проблему составляет наличие высокой безработицы именно среди т.н. «белых воротничков», т.е. молодых выпускников вузов, еще не имеющих опыта работы.
По данным соцопроса в начале 2013 года, в Китае сейчас около 16% выпускников вузов не могут найти работу. Дело в том, что китайские компании не могут предоставить достаточное количество мест даже для людей с высшим образованием. В результате, Госсовет КНР столкнулся одновременно с ростом числа рабочих низкой квалификации и увеличением числа безработных граждан, закончивших вузы. Кроме того, проблема усугубляется тем, что, с одной стороны, в Китае растет число студентов:размер этой категории населения в Китае сейчас в четыре раза больше, чем за последние 10 лет. Соответственно, в этом году уже в ближайшие недели выпускниками университетов и колледжей станут рекордные 7 млн. человек.
С другой стороны, экономика КНР, разумеется, не успевает за предложением рабочей силы. По расчетам экспертов, для того чтобы избежать массовой безработицы, китайская экономика должна расти на 7-8% в год.
Таким образом, проблема большой безработицы, помноженная на высокий уровень денежной массы в стране, рост цен, режим строгой бюджетной экономии (уже введенный председателем Си Цзиньпином), а также высвобождение рабочих мест на многих предприятиях под влиянием проводимых реформ, реструктуризации (например, в 2012 году уровень увольнений на китайских предприятиях составил 30%) – все эти факторы создают предпосылки для социальной напряженности в стране.
Кстати, центральные власти к этому уже готовы. Например, на 2013 годпредусмотрено увеличение расходов для нужд общественной безопасностина 9% до 128,989 млрд. юаней.
Итого: новое руководство КНР во главе с председателем Си Цзиньпином успешно приступило к проведению реформ в стране. На этом пути предстоит предпринять, в том числе, ряд непопулярных решений с дополнительной социальной нагрузкой на экономику. Посмотрим, как китайские власти будут справляться со стоящими перед ними вызовами.

Игорь ШЕВЫРЕВ



Добавить комментарий