Спикер Госдумы Нарышкин хочет заседать как китаец

naryshkin

В ходе официального визита спикера Сергея Нарышкина и делегации Госдумы в Китай слова стратегическое взаимодействие» и «конструктивное партнерство» звучали бессчетное количество раз. Наших депутатов впечатлили огромные залы и холлы огромного Дома народных собраний, в котором работает и представительная власть КНР. «Мы рассчитываем, что довольно скоро начнется строительство парламентского центра в Москве», — сказал г-н Нарышкин.

В Пекине россияне обнаружили, что общие теперь у наших стран не только позиции по ключевым вопросам внешней политики (обсуждались и Сирия, и события в Северной Африке, и Иран), но и капризы погоды. Улетали из Москвы в тропический проливной дождь — прилетели в аналогичный… Тоже тропический. Пекин, и без того после Москвы непривычно пустой поздним вечером, совсем обезлюдел и стал похож на Москву позднесоветского времени. Сходство усиливали широкие проспекты (по шесть полос в каждую сторону!), которые местами сильно смахивали на наши Ленинский или Кутузовский, что немудрено — застраивались они примерно в то же время зданиями схожей архитектуры, но куда более солидными по размеру.

Работа началась рано утром во вторник. Российская делегация прибыла в Дом народных собраний, что смотрит лицом на знаменитую площадь Тяньаньмэнь. Сначала Сергей Нарышкин провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, потом — с главой Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) Чжан Дэцзяном. Этот комитет выполняет функции парламента в период между съездами ВСНП, а они случаются раз в год, по весне (КНР остается республикой советского типа).

На этих переговорах и были впервые произнесены те самые заветные слова про «стратегическое сотрудничество». Тут же выяснилось, что фамилия г-на Нарышкина представляет собой почти непреодолимое препятствие для китайцев, в языке которых нет звука «р». «Налышыди»- примерно так называли они нашего спикера, но с очень уважительными интонациями…

Кстати, он, глава Российского исторического общества, передал руководству КНР в дар архивный документ 1962 года — запись года беседы посла СССР в Китае с генсеком ЦК КПК (им тогда был архитектор китайских реформ Дэн Сяопин).

Журналисты и депутаты (в Пекин приехали и коммунист, первый вице-спикер Иван Мельников, который отвечает за это направление межпарламентских связей — что логично, и глава Комитета по международным делам, единоросс Алексей Пушков, и еще несколько депутатов из всех фракций), ожидая окончания переговоров спикера с главой КНР, бродили по просторным, но абсолютно пустым холлам с красными ковровыми дорожками. Тема нового здания для Госдумы,которая по сравнению с китайским парламентом-правительством производит впечатление большого такого, живого муравейника, возникла сама собой. Позднее, когда журналисты спросили спикера, как ему Дом народных собраний, он ответил, что здание его впечатлило, «очень удобное», и выразил надежду, что и в Москве «скоро» начнется строительство нового парламентского центра, где разместятся и Дума, и Совет Федерации.

Как раз на днях Управделами президента Владимир Кожин сообщил, что место для парламента уже выбрано, причем в центре Москвы, а не «на выселках», в Москве новой, как одно время предполагалось. С тех пор все гадают, о какой именно площадке идет речь, но чиновники и депутаты молчат: о решении должен объявить сам президент. В последние дни пошли слухи, что выбор пал на бывшее здание Военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, что недалеко от Кремля. Г-н Нарышкин слухи не комментировал, но на вопрос о том, разместят ли парламент России в старом здании, переоборудованном и реконструированном, или в специально построенном новом, ответил так: «Мы рассчитываем на строительство нового здания»…

Эти слова он произнес на Великой Китайской стене, куда непременно привозят всех высоких гостей, которые приехали в Китай впервые. Сотрудники российского посольства вспоминали, как совсем недавно здесь побывал святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, и преодолел часть пути вдоль стены вверх, что является серьезным испытанием даже для тренированных ног… Депутаты в это время вели переговоры с китайскими коллегами в рамках двусторонней комиссии по сотрудничеству.

Комментируя под гвалт многочисленных и очень любопытных китайцев-туристов ход визита, спикер подчеркнул, что Китай для России — «ключевой партнер и в двусторонних, и в международных отношениях». По его словам, китайские коллеги «очень высоко ценят опыт Госдумы в принятии законов, которые отвечают запросам общества». Действительно, китайский «спикер» говорил, что неплохо был бы обменяться опытом законотворчества «в социальной и экономический сфере»…

То есть слава о наших депутатах, признанных мастерах по части принятия законов, отвечающих запросам общества, особенно в социальной сфере, дошла и до Поднебесной.

Экономические отношения России с Китаем стороны оценили как «взаимно выгодные» и «динамично развивающиеся». Товарооборот достиг 90 млрд.долларов. Но Россия вот в чем беда: Россия поставляет в Китай нефть и газ (76 процентов нашего экспорта), и еще немного продукции химической промышленности и древесину, а Китай-то ввозит в Россию в основном машины, оборудование и автомобили, текстиль, обувь и металлы и изделия из них. Причем Россия больше ввозит из Китая, чем вывозит туда…

Вечером депутаты приняли участие в открытии Недели российского кино. 10 относительно новых фильмов покажут в Пекине и Шанхае, среди них — «Матч», «Мамы», «Елки-2» и «Пять невест».

Марина Озерова



Добавить комментарий