Будущая война Америки

budwoyna

Сегодня, естественно, еще рано говорить о будущих претендентах на президентское кресло, хотя и называют среди возможных кандидатур Хиллари Клинтон, энергии которой, несмотря на 65-летний возраст, можно позавидовать. Раскрывая секреты своей энергетики, позволявшей ей в недавней должности госсекретаря частенько преодолевать на самолете огромные расстояния, меняя при этом часовые пояса и климатические зоны, бывшая первая леди Америки призналась, что для этого нужно постоянно есть острый перец чили. Он, оказывается, не только позволяет взбодрить организм, но и помогает от вирусов.

К сожалению, чили не обладает универсальными свойствами, позволяющими ему справляться с вирусами другого рода, которые обрушились сегодня на человечество и угрожают ему, в том числе и США, в не меньшей, а может и большей степени, чем носители различных болезней. Это вирусы, распространяемые по нтернет-сетям, которые уже сегодня становятся оружием будущих войн. Войн, к которым в тиши тайных лабораторий активно готовится Америка. Причем готовится в масштабах и со скоростью, которые сопоставимы с когда-то таинственным ядерным «Проектом Манхэттен». Одним из конкретных подтверждений таких планов стал недавний специальный указ президента Обамы об усилении защиты инфраструктуры страны от кибератак и расширении в пять раз подразделения кибербезопасности в Пентагоне — с нынешних 900 сотрудников до 4 тысяч 900, задачи которого предусматривают не только оборонные функции, но и возможности боевых операций за пределами страны.

Следы ведут в Шанхай

В связи с чем понадобились такие неординарные меры? Мотивируя перед Конгрессом необходимость усиления этой составляющей национальной безопасности, Обама указывал на то, что зарубежные государства и компании не только «крадут сведения, составляющие наши корпоративные тайны», но и пытаются «найти возможность нарушить работу наших энергосетей, финансовых институтов и систем управления воздушным транспортом». И хотя президент не указывал конкретно, кого он имеет в виду, сегодня не секрет, что среди кибератак против различных американских объектов, в том числе военных, можно обнаружить отчетливый китайский след. Как писала недавно итальянская La Stampa, американским спецслужбам понадобилось целых шесть лет, чтобы раскрыть местонахождение базы военных хакеров в Китае. При этом даже называется номер военной части-61398. «Выследила» китайских кибершпионов компания Mandiant, специализирующаяся на такого рода проблемах. С ее помощью удалось узнать, что штаб китайского кибершпионажа находится в 12-этажном здании в Шанхае, где работают «сотни, если не тысячи человек, с прекрасным знанием английского языка и незаурядными способностями в компьютерной сфере». Причем основной целью китайских солдат-хакеров являемся мы.

Да, собственно, в Белом доме и не особенно скрывают, с какой стороны опасаются кибератак, указывая на Китай и Россию, как наиболее «агрессивных» игроков в мире кибершпионажа. Понятно, что никаких официальных демаршей по этому поводу не предпринимается. И не только потому, что не пойманный, как известно, не вор, а доказать причастность властей Пекина и Москвы к подобного рода деятельности непросто, но, главным образом, потому, что такого рода обвинения могут спровоцировать резкое обострение отношений с обеими странами, которые и так оставляют желать лучшего. Тем более, как утверждают некоторые источники, у США в этом отношении тоже рыльце в пушку, намекая на вирусные атаки с использованием таинственного червя Stuxnet против иранских ядерных объектов. Хотя доказательств причастности американских спецслужб к этим акциям так никто и не привел. Указывая на щекотливый дипломатический момент в отношении ведущейся тайной кибервойны против США, газета The New York Times замечает, что администрация Обамы не знает, как в этой связи обратиться к новому руководству Китая, не испортив отношения со страной, являющейся одним из важных торговых партнеров Америки. И хотя «холодная кибервойна» между двумя самыми крупными экономиками мира отличается от конфликтов сверхдержав минувших десятилетий, в некоторых аспектах, предупреждает газета, отношения «сложнее и вредоопаснее».

Эффект невидимой «бомбы»

Разумеется, китайские официальные лица при встречах с американскими представителями отвергают как само наличие кибероружия, так и возможность его использования против США, намекая на некую «третью сторону». Тем не менее, как утверждают некоторые источники в Вашингтоне, в ближайшее время Белый дом намерен в «частном порядке» предупредить новые власти Китая о возможных последствиях использования кибершпионов и кибероружия против Соединенных Штатов, акцентируя внимание на возможных потерях китайского бизнеса в США. Нелишне напомнить, что товарооборот между двумя странами в прошлом году достиг 425 млрд долларов. В то же время усиление специального подразделения кибербезопасности говорит о том, что на одни увещевания и доводы здравого смысла в Белом доме не надеются и всерьез готовятся к новой эре мирового противостояния.

И, судя по всему, не напрасно — не так давно обнаружен беспрецедентно мощный и сложный компьютерный вирус-шпион, названный Flame, который позволяет перехватывать трафик, похищать данные, в том числе выводимые прямо на монитор, и даже вести аудиозаписи разговоров. Глава известной антивирусной компании, специалисты которой обнаружили этот таинственный вирус, Евгений Касперский, не скрывает своей тревоги. «Я боюсь, — говорит он, — что это только начало игры, и очень скоро множество стран по всему миру в этом убедятся. Боюсь, что это будет концом того мира, каким мы его знаем». При этом он считает, что упомянутый вирус можно использовать в качестве носителя более опасных функций, чем указаны выше — достаточно прикрутить нужную «боеголовку», что сегодня в состоянии сделать немало стран, потратив на это 100 миллионов долларов. При этом такая «бомба», в отличие от классического оружия, может в считанные секунды поразить любой важный объект на другом конце планеты. Адекватной же защиты от такого рода атак пока не существует. Эти опасения в полной мере подтверждает политолог из Стэнфордского университета Роланд Бенедиктер, занимающийся проблемами кибербезопасности, утверждая, что противостояние в сегодняшнем мире переходит на более сложный уровень, поскольку современным войнам предшествуют кибератаки. Они позволяют на две-три минуты отключить радиолокационные станции, чтобы «открыть» путь истребителям-бомбардировщикам. И последствия такой стратегии могут испытать на себе миллионы людей, поскольку при ведении «горячей» войны можно через интернет отключить энергоснабжение, перекрыть водоснабжение и парализовать основные системы жизнеобеспечения, то есть целую страну.

Увы, это не запредельная фантазия любителей конспирологии. Такого рода сценарии не исключает и американский генерал Кит Александер, под началом которого находятся «кибервойска» Соединенных Штатов. Поэтому, говорит он, США будут реагировать на кибератаки точно так же, как на другие нападения. В этой связи он предлагает прежде всего создать «защищенную зону» — ограниченное виртуальное пространство, в котором бы функционировали важнейшие компьютерные сети США, и одновременно усилить меры противодействия кибератакам, чтобы избежать тяжелых последствий в будущем. Такого рода предохранительные меры не случайны — в последние годы США, в том числе стратегические объекты страны, не раз подвергались хакерским атакам. Причем вряд ли это были случайные «вылазки», учитывая, что целью таких атак становились Пентагон и его подразделения, корпорации, занимающиеся производством оружия, например, компании Lockheed Martin, а также подводных лодок и атомных реакторов. И это, не говоря уже о финансовом ущербе, который такие кибернабеги приносят — они обходятся ежегодно американской казне от 25 до 100 миллиардов долларов в зависимости от интенсивности подобных атак.

Чей палец на киберкурке?

Возможно, кто-то в Вашингтоне мечтает, что было бы неплохо направить эти виртуальные бомбы против ядерного проекта Северной Кореи, вездесущих отрядов «Аль-Каиды» или войск Асада в Сирии, то есть повторить опыт с червем Stuxnet, который притормозил развитие иранского атомного проекта. Однако реальность заставляет отказаться от иллюзий и призадуматься над новой угрозой, которая, как считают специалисты, в определенном смысле опаснее атомной — ведь ядерную бомбу на флэшке не пронесешь, в то время как программные атаки не видно, они не вызывают свечения на рамке металлоискателя или сигнала счетчика Гейгера, их не могут остановить ни полицейские кордоны, ни таможенные барьеры… И хотя сегодня силы, которые нацелены на масштабные теракты, типа той же «Аль-Каиды», не обладают достаточными навыками и техническим обеспечением для проведения серьезных кибератак, это не значит, что они не смогут прибегнуть к ним завтра. А соответствующую антивирусную программу заранее не подготовишь — только как ответ на уже брошенный вызов.

И, наконец, главный вопрос, который так или иначе возникает в связи с затронутой проблемой: что случится, когда торговцы виртуальным товаром начнут поставлять сверхсовременное кибероружие террористам, как делают это сегодня торговцы обычным оружием? Ответа на этот вопрос пока нет, но немецкий специалист Ральф Лангнер, тот самый, который раскрыл секрет Stuxnet, мрачно констатирует, что этот «червь открыл ящик Пандоры». И он не одинок в предчувствиях грядущих испытаний. Человечество, в том числе и Америка, вступили в новую эру своего развития не столько с компьютерным камнем за пазухой, сколько с висящим над головой электронным дамокловым мечом.

Михаил ЗНАМЕНСКИЙ



Добавить комментарий