К 2015 году Китай будет иметь более чем 4000 торговых центров, что на 40% больше по сравнению с примерно 2800, которые уже появились по всей стране. В то же время, по данным Национального бюро статистики КНР (China’s National Bureau of Statistics), рост розничной торговли составил только 12,1% к уровню прошлого года с поправкой на инфляцию, что заставляет застройщиков волноваться, глядя на пустующие мегамоллы.
Такие цифры розничного роста, которые могут рассматриваться как признак успеха в развитых странах, для Китая по-прежнему являются показателем заметного замедления по сравнению с предыдущими годами, когда они достигали 20%.
– Один из наиболее часто задаваемых вопросов со стороны инвесторов: является ли Китай перенасыщенным с точки зрения торговых площадей? — отмечают аналитики Credit Suisse в своем недавнем докладе, озаглавленном «Китайский сектор розничной торговли. Ищите свободную гавань» (China Retail Sector: Looking for the Safe Harbor). — Наш ответ положительный.
Непрерывный рост количества новых зданий в городах с уже солидным запасом торговых центров вызывает жесткую конкуренцию, и застройщики начинают агрессивно продвигаться в менее крупные мегаполисы, где доходы от аренды, как правило, ниже.
В десяти так называемых городах второго яруса, где обороты на порядок меньше, чем в таких гигантах, как Пекин или Шанхай, число торговых центров в годовом исчислении увеличивалось на 39% с 2008 по 2011 год, выяснили аналитики Credit Suisse. Правда, выросло и число вакантных торговых мест в этих центрах.
Девелоперы спешат воспользоваться преимуществами быстро растущего числа платежеспособных китайцев, которые сейчас могут позволить себе крупные траты. Однако бум на рынке недвижимости, возможно, опережает экономические реалии, по крайней мере в некоторых областях. Китай сейчас имеет почти на 77% больше торговых площадей на душу населения, чем Соединенные Штаты в 1973 году. И в то же время доходы китайского населения составляют лишь около 44% от тех, что были у граждан США в том же году, рассчитали эксперты Credit Suisse.
Пожалуй, самым ярким примером превышения числа торговых площадей над потребностями местного населения можно считать Гуандун. Через семь лет после открытия в этом городе South China Mall остается пустынным. Вместе с тем он считается крупнейшим торговым центром в мире с точки зрения арендуемого пространства — на его 20 акрах смогли уместиться даже каналы и картодром.
Анализ Credit Suisse показывает, что от избытка торговой недвижимости также страдают районы близ Шанхая, Уханя, Чжэнчжоу и Шэньяня. Так, в Шэньяне вакантных площадей насчитывается 24% от общей торговой территории.
Но есть и места, где застройщики имеют успех и окупаемость своих вложений. Credit Suisse признал такие мегаполисы, как Уси, Нанкин и Ханчжоу, «хорошими рынками», так как жители этих областей обладают высоким уровнем дохода, здесь много роскошных магазинов и практически отсутствуют пустующие торговые площади.
В Ханчжоу, например, население выросло на 27% за последние десятилетия, а новые линии метро решили транспортную проблему и помогают процветать центру города.
Но самая яркая «звезда» в китайской розничной продаже отнюдь не на небе и не на земле — рост торговли в киберпространстве сегодня выше, чем в любом быстрорастущем китайском городе. В соответствии с отчетом, обнародованным на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария), интернет-продажи в Поднебесной удвоились в 2012 году.
Так, в прошлом году, как свидетельствуют данные Credit Suisse, два крупнейших интернет-магазина Китая показали объемы сделок в 19,1 млрд юаней (около 3 млрд долларов) — это 260-процентный рост по сравнению с 2011 годом.
Расширение инфраструктуры и улучшение скорости «открыли» интернет-магазины для многих сельских жителей, которые «заходят» в них с помощью мобильных устройств, таких, как смартфоны.
В первой половине прошлого года, согласно данным Китайского информационного центра Интернета и коммуникаций (the China Internet Network Information Center), онлайн-заказы, сделанные с помощью мобильников, увеличились на 59,7% по сравнению с предыдущим периодом.
Таким образом, в то время как девелоперы гадают, сможет ли аппетит Китая к потреблению поддержать бум торговых центров, электронная розница наслаждается удачным моментом.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.