Африканские войны: сделано в Китае

Помимо инвестиций в инфраструктуру и экономические проекты, Китай становится крупнейшим поставщиков оружия на африканском континенте.

Агрессивная внешняя стратегия Китая по продаже своего оружия в африканские страны особенно ярко проявилась во время недавнего оружейного салона в Йоханнесбурге.

Павильон китайских производителей оружия стал одним из трех крупнейших экспозиций на выставке аэрокосмических и оборонных технологий, состоявшейся в сентябре 2012 года, уступив лишь хозяйке салона — Южной Африке и Соединенным Штатам, крупнейшему производителю оружия на сегодняшний день.

Несмотря на то, что китайское производство все еще часто ассоциируется с массовым дешевым ширпотребом, ведущие китайские оружейные компании, принимавшие участие в выставке, представили вполне дорогостоящую и высокотехнологичную продукцию, среди таких локомотивов китайского ВПК отметились фирмы Norinco и Poly Technologies.

Хотя их продукция пока еще остается недоступной для большинства бедных африканских стран, китайские военные корабли и многоцелевые истребители оказали большое впечатление на потенциальных африканских клиентов.

Но эксперты говорят, что гораздо более тревожной тенденцией является стремительный рост китайского стрелкового оружия на черном континенте. Нестабильная политическая ситуация в большинстве африканских стран приводит к тому, что даже после осуществления легальных поставок дешевое китайское штурмовое оружие и боеприпасы к нему неизбежно оказывается в руках мятежных политических группировок, организаций боевиков, повстанческих армий или откровенно репрессивных режимов. Такие пользователи никак не могут способствовать росту мира и благоденствия на континенте.

Исследование, проведенное в 2011 году экспертами Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) подтвердило, что значительное число конечных легальных получателей оружия в Африке не может обеспечить безопасность своих запасов, что приводит к тому, что большое количество оружия теряется или похищается, в том числе и повстанческими группировками.

Парадоксально, но именно легальные поставки оружия африканским правительственным силам повышают риски силового свержения правительств африканских стран. Ярким примером такого положения дел являются недавние вооруженные перевороты в Гвинее, Мадагаскаре, Нигере и Мавритании.

Как и везде в мире, точные данные и аспекты оружейной торговли в Африке находятся за семью печатями. В случае с Китаем эта прозрачность значительно умножается традиционной восточной скрытностью. Тем не менее, международные мониторинговые группы говорят, что в последние годы зафиксирован значительный рост ввоза китайского оружия в страны Африки, расположенные южнее Сахары.

Официальный Пекин никак не оценивает и не комментирует свой растущий экспорт стрелкового оружия, а китайские дипломаты саботируют усилия ООН по ужесточению правил об отчетности оружейной торговли.

По оценкам экспертов, поставки китайского оружия в страны Африки южнее Сахары выросли от 3 процентов от общего объема африканского импорта в период 1996-2000 годов до 25 процентов валового объема в период 2006-2010 годов.

Винтовки китайского производства и зажигательные боеприпасы были найдены в регионе Дарфур в Судане, территории, на которую распространяется эмбарго ООН на поставки оружия. Реактивные гранаты из Китая были замечены в Сомали. Китайские винтовки были также обнаружены в Кот-д’Ивуаре.

Аналитики говорят, что точно отследить траектории китайского оружия по миру практически невозможно, и в места, в которых существуют ограничения на оборот оружия, накладываемые ООН китайские стволы могут попасть самыми разными путями.

Хотя китайские официальные лица постоянно говорят, что они поддерживают борьбу против незаконной торговлей стрелковым оружием, Пекин часто ставит в тупик ООН своими просьбами о предоставлении дополнительной информации о его оружии, найденном в зонах конфликтов и гневно реагирует на критику в свой адрес по поводу торговли оружием.

Так в Зимбабве, стране с давними военными связями с Китаем, стрелковое оружие китайского производства явно может сыграть определяющую роль в разрешении политических противоречий после непредсказуемых итогов выборов, которые запланированы на март 2013 года. Китай является основным источником снабжения оружием и боеприпасами зимбабвийских сил безопасности. Еще в 2008 году в разгар вспышки жестокого насилия, связанного с очередными выборами в этой стране, было зафиксировано прибытие китайского судна с оружием и боеприпасами, предназначенных для Зимбабве, в южноафриканский порт Дурбан.

Южноафриканские рабочие отказались разгружать груз с ракетами, минометами и минометными снарядами и корабль был вынужден покинуть южноафриканский порт. Однако, по слухам, китайское судно впоследствии все-таки разгрузилось в соседней Анголе.

Вследствие этого возникли серьезные опасения, что это оружие было поставлено зимбабвийским властям в обмен на контроль над алмазными полями Маранге — где Китай является крупнейшим инвестором алмазной компании.

Однако, несмотря на старания правозащитников, и их уверения в том, что доходы от добычи алмазов могут направляться на деятельность, связанную с нарушением прав человека, на самом деле в мире это по-серьезному никого не интересуют. Китай, являющийся второй экономикой мира и в перспективе неизбежно занимающий первое место просто не обращает внимание на критику западных либералов. Это бизнес, ничего личного…

Сергей Серков



Добавить комментарий