Китай по-новому оценивает роль Чан Кайши

В КНР происходит пересмотр ряда оценок, относящихся к периоду республиканского Китая. Оценка жизни и политической деятельности Чан Кайши порождает дискуссии среди китайских историков, отражая острую идейно-политическую борьбу в современном Китае. Об этом шла речь на научной конференции «Синьхайская революция и республиканский Китай — век революций, эволюции и модернизации», прошедшей 19 декабря в Москве

Конференция проводилась на базе Института востоковедения РАН с целью изучения и обсуждения широкого круга тем, связанных с историей первой победившей в Азии республики. После падения Цинской монархии в результате Синьхайской революции молодая Китайская Республика оказалась перед лицом эпохальных вызовов и перемен, от которых зависели судьбы всего китайского народа.

В изучении истории Китая ХХ века, традиционно, большое место отводилось лидерам — людям, идеи и поступки которых в значительной степени определяли направленность и содержание политического противоборства. Немалый объем исторической научной литературы посвящен личности Чан Кайши, и такие книги продолжают выходить.

Идея попробовать реконструировать в очередной раз биографию Чан Кайши может показаться странной: история жизни и деятельности этого крупнейшего политика и государственного деятеля ХХ в., казалось бы, уже достаточно хорошо изучена. Однако, как это часто происходит с историческими деятелями, чем больше мы отдаляемся от соответствующей эпохи, тем яснее становятся многие ключевые моменты в их деятельности, достижения и неудачи, историческая значимость и масштаб.

В современных работах историков КНР о Чан Кайши постепенно утверждается подход, согласно которому все же необходимо признать этого исторического деятеля «революционером» и человеком, действовавшим, прежде всего, исходя из «национальных интересов», а не «бездельником с набережной Шанхая» или политиканом, пролезшим в руководство революционным движением.

Наиболее заметными тенденциями в пересмотре историками КНР оценок личности и деятельности Чан Кайши стали подходы, признающие сложность и неоднозначность фигуры этого политика. В более нейтральном или даже сочувственном свете описываются теперь многие сюжеты и этапы его биографии. Показателем меняющегося отношения стали не просто многочисленные исследования по Чан Кайши, но и, например, появление центров по изучению жизни и деятельности этого политика, подобные Центру изучения Чан Кайши Чжэцзянского университета.

«Прорывы» в изучении и оценках исторической роли Чан Кайши происходят в основном в сфере отдельных деталей исторических событий, которые уточняются благодаря новым архивным данным или данным постепенно вводимых в научный оборот дневниковых записей. И, конечно, с учетом ограничений, накладываемых тем обстоятельством, что возглавляемый Чан Кайши Гоминьдан на протяжении почти всего ХХ века противостоял правящей теперь в Китае КПК.

Другой сферой является область взаимоотношений Китая с зарубежными странами, особенно с такими как США, СССР, Япония, и др. Теперь стало уместным подчеркивать неизменно патриотическую позицию генераллисимуса Чан Кайши, противостоявшего «империалистическим» замыслам ведущих держав в отношении Китая. В число этих держав включают и СССР. Если раньше акцент в исторических исследованиях делался на соответствии тех или иных процессов «объективным» законам исторической эволюции, то теперь все больше упор делается на ту сторону, которая связана с ценностями национализма.

Историки КНР, еще в эпоху Дэн Сяопина де-факто отбросившие марксистские критерии анализа исторического процесса, все более явственно опираются на такие критерии, как геополитические интересы Китая, мощь страны в соотнесении с другими странами, рост ВВП и т.д. На первое место вышли вопросы объединения Китая, восстановления его международного статуса, стремительного экономического развития. На этой почве происходит постепенное сближение позиций историков по обе стороны Тайваньского пролива.

Андрей Карнеев



К записи 3 комментария

Ну да, вполне логичный «реверанс» в сторону Тайваня в свете понижения роли марксизма-маоизма с целью дальнейшей совместной реализации «Трёх народных принципов».

К сожалению, кроме реверанса (-сов), ничего ожтдать не следует.

К сожалению, дальше реверансов дело не пойдет.

Добавить комментарий