Медленная смерть. Китайские пестициды отравляют нашу жизнь

Шустрые китайцы, трудящиеся на ниве сельского хозяйства в Иркутской области, успешно заметают следы своей вредоносной деятельности и стабильно оказываются на шаг впереди надзорных органов. В 2012 году сотрудники иркутского Россельхознадзора в рамках совместных мероприятий с прокуратурой, Росреестром и миграционной службой провели более 140 проверок в отношении сельскохозяйственных организаций, привлекающих иностранную рабочую силу, и выявили 27 наименований пестицидов китайского производства общим весом 84 кг. Объем изъятых ядохимикатов оказался рекордно мал по сравнению с результатами прошлых лет, когда надзорные органы находили в китайских теплицах в четыре раза больше запрещенных препаратов. Объяснение этого феномена случайно обнаружили в начале декабря.

— Во время проверки в Иркутском районе недалеко от села Урик были обнаружены пестициды китайского производства, закопанные под теплицами на глубине 1,5 метра, — рассказал начальник отдела государственного земельного надзора регионального управления Россельхознадзора Петр Пуляевский. «Обнаружить их получилось только зимой, потому что летом теплицы были все в растениях, а перед ними располагался небольшой ход, который также был чем-то прикрыт, — пояснила его заместитель Галина Защепина. — Сейчас поверх него оказалась только пленка, которая выглядывала из-под снега и привлекла внимание госинспекторов».

Потаенные лабиринты

Сотрудники надзорного органа так и не смогли до конца исследовать подземные ходы, вырытые китайскими рабочими. «Вероятно, есть связь между этими погребами, — отметила Защепина. — Это подземное помещение ведет глубоко, мы будем привлекать какие-то другие структуры для его исследования. Предположительно, такие подземные погреба есть в каждом районе, в том числе у села Хомутово и деревни Позднякова». «Пестицидов меньше использоваться не стало, просто иностранные граждане стали тщательнее их скрывать», — подытожил Петр Пуляевский.

— Китайские овощеводы, которые работают на территории нашей области, продолжают привозить свои технологии, — рассказал «МК Байкал» заведующий отделом агрохимического мониторинга и защиты растений ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» Виктор Гребенщиков. — Многие из них не знают языка и наш ассортимент и, пытаясь сэкономить, работают со своими технологиями, естественно, они привозят свои пестициды, хотя это запрещено, а при их использовании часто нарушают дозировку.

Сотрудники надзорного ведомства исследовали цепочку проникновения на территорию России пестицидов и агрохимикатов. «Первый путь — в ручной клади, через Манчжурию, второй — их приобретение непосредственно здесь, на территории рынка «Шанхай», где пестициды продаются в летнее время», — поделился Петр Пуляевский. В иркутской таможне заверили, что через иркутский аэропорт подобные грузы не везут. «Именно по пестицидам и агрохимикатам нами ничего не выявлялось, — рассказала начальник отделения торговых ограничений и экспортного контроля Иркутской таможни Жанна Ильина. — Все эти препараты попадают к нам несанкционированно, со скрытием от таможенного контроля».

Пестициды третьего мира

По словам директора ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» Александра Аблова, не все ввозимые иностранными гражданами агрохимикаты разрешены для применения в самом Китае. «Для своего рынка они выращивают одно, а для третьих стран, в частности для России, другое. Мы, к сожалению, пока не отличаемся высоким уровнем контроля безопасности», — подчеркнул он. При этом только наиболее часто выявляемые Россельхознадзором препараты, такие как хлороталонил и бензпирен, грозят покупателям овощей аллергическими реакциями, заболеваниями почек, проблемами с эндокринной и репродуктивной системой.

В лаборатории, которая проводит исследования для Россельхознадзора, далеко не всегда могут обнаружить в изъятых пробах признаки использования запрещенных препаратов. «Для аналитика необходимо знать, что искать, — объяснил Виктор Гребенщиков. — У нас имеется современное оборудование с обширной библиотекой на 936 спектров остаточного количества пестицидов. Когда нам приходят неизвестные препараты, мы их закалываем, и прибор нам этот препарат называет, но определить его получается только в 50% случаев. Для более детального обследования необходимо дооснащение лаборатории».

Но и оборудование такого уровня используется в Приангарье для проверки качества сельскохозяйственных продуктов далеко не всегда. «В этом году у Россельхознадзора сняты полномочия по определению остаточного количества пестицидов в продукции, это все передано Роспотребнадзору, а это ведомство не имеет такого оборудования или в силу каких-то причин не имеет возможности определять такой широкий спектр пестицидов», — отметил Виктор Гребенщиков.

Возможно, в этом кроется причина того, что Роспотребнадзор, который следит за качеством продуктов в точках продаж, летом этого года не обнаружил несоответствующих гигиеническим нормативам овощей и фруктов. «С января по июнь было исследовано 356 проб овощей по санитарно-химическим показателям, на содержание нитратов и пестицидов. Проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, не обнаружено», — отметили в пресс-службе. При проведении проверок в первые шесть месяцев 2012 года инспекторы Роспотребнадзора выявляли в основном проблемы, касающиеся документов. Кроме того, как отметила Галина Защепина, качество самих препаратов, которые можно купить в области, сейчас не проверяют вовсе.

Отсроченный вред

Сложившуюся ситуацию Александр Аблов оценивает как плачевную. «Сегодня почти каждая десятая продуктовая покупка в регионе, которую вы делаете, не будет соответствовать требованиям если не по безопасности, то по качеству. Это подтверждают результаты наших лабораторных исследований», — подчеркнул он. Директор лаборатории обнародовал результаты мониторинга безопасности и качества продуктов питания в Приангарье, который проводился в этом году по программе лабораторных исследований в рамках исполнения требований Всемирной торговой организации. Согласно им, из 120 поступивших в лабораторию проб продуктов питания, взятых в магазинах, супермаркетах и на рынках региона, 7,8% не соответствуют требованиям по качеству или безопасности.

— Мы исследовали в основном продукты животного происхождения, такие, как молоко, мясо и рыба, яйца, но с растительной продукцией ситуация не лучше, — отметил он. — Мы также отбирали пробы, и, например, с салатами из супермаркета ситуация гораздо хуже. Например, из десяти проб семь можно смело выбрасывать. Хотя такая продукция не угрожает жизни человека, она наносит вред здоровью, причем вред отсроченный, накопительный.

Решение сложившейся ситуации сотрудники надзорного ведомства видят в законодательных изменениях: введение лицензий на сельскохозяйственную деятельность для всех предприятий, включая те, которые используют иностранную рабочую силу. «Для того чтобы ее получить, нужно доказать, что у предприятия имеется безопасная земля, которая обеспечена только питательными веществами без токсичных элементов. Кроме того, такое предприятие обязательно должно иметь в штате специалиста-агронома», — подчеркнула Галина Защепина.

Помимо этого, иностранных рабочих, по мнению Виктора Гребенщикова, надо обучать. «Их нужно проинформировать, сказать: у нас есть фирмы-производители, которые производят нужные им пестициды», — уверен он. Говоря о несбыточных мечтах, в целом ученый смотрит на развитие ситуацию без оптимизма. «Проблема оценки качества продукции в дальнейшем будет усложняться, только сам потребитель будет определять, стоит ему это покупать или не стоит», — отметил сотрудник лаборатории.

В Роспотребнадзоре ограничиваются советом не покупать овощи и фрукты в местах несанкционированной торговли из-за отсутствия у продавцов необходимых документов, а также продукцию с явными признаками порчи. Сотрудники лаборатории предлагают иркутянам более радикальное решение. «Возьмите участок на шесть соток и выращивайте морковку, редиску, помидоры, огурцы, тогда будете есть более-менее качественную продукцию, — заявил Виктор Гребенщиков. — Если у человека нет на это времени, тогда он на 5—10 лет сокращает свою жизнь, в том числе из-за того, что ест некачественную продукцию, но у него есть время на что-то другое».

Илья Новиков.



Добавить комментарий