Американские СМИ заявляют, что даже одной оставшейся после уничтожения Китая подлодки хватит для нанесения сокрушительного «удара возмездия»

последние несколько лет тема китайских ВМС неоднократно поднималась иностранными СМИ, которые наравне с вопросами спора за острова Дяоюйдао и спуска на воду китайского авианосца, также рассматривали вопросы реальной способности китайских ВМС нанести ответный ядерный удар. Во вчерашнем докладе Госдепу США, подготовленном экспертным советом по экономическим отношениям и вопросам безопасности между США и КНР сообщается, что эпоха «символической ядерной подводной угрозы» от китайских ВМС вот-вот уйдет в небытие и Китай приступит к тактическому размещению своих межконтинентальных ядерных ракет. Этот доклад со всей ясностью показывает, что американские стратеги из министерства обороны уже начинают внимательно присматриваться к реалиям и тенденциям существования китайского «морского дракона».

Уверенный прогресс китайского ядерного подводного флота

Результаты новейших исследований, полученные доцентом Военно-морской академии США Джеймсом Холмсом и профессором Йошихарой указывают на сохраняющиеся в американских научных кругах разногласия относительно китайского ядерного арсенала: одни из них полагают, что китайские ядерные силы будут развиваться по прежней схеме, с упором на наземную составляющую, другие же прогнозируют стратегическую нацеленность Китая на «всеобъемлющую модернизацию», с развитием подвижных наземных межконтинентальных ракетных комплексов (ICBM) и одновременным ускоренным обновлением ядерных подводных лодок и ядерных межконтинентальных ракет подводного базирования (SLBM). «Согласно такому развитию событий уже в ближайшие 10 лет китайские ядерные подводные лодки-носители ЯО (SSBN) по своим качественным и количественным параметрам вплотную приблизятся американским показателям», — полагает данная группа исследователей, доходя до заявлений о том, что в ближайшем будущем Китай перейдет к стратегии «ограниченного ядерного устрашения» наступательного характера.

Холмс и Йошихара в равной степени не согласны с оценками обеих вышеуказанных групп. Проанализировав характеристики китайского подводного флота со стратегических позиций они приходят к заключению, что расширение районов дислокации подлодок и их мощная модернизация отнюдь не означает полный отказ Китая от оборонительной ядерной доктрины, и даже наоборот, (увеличение) в разумных пределах подводных ядерных сил ещё раз подчеркивает эффективность строго проводимого в настоящий момент Пекином курса на «минимальное ядерное устрашение».

Также как и США, Россия, Великобритания и Франция , в вопросе строительства подводных ядерных сил Китай стоит перед лицом нескольких проблем, а именно: Какова должна быть структура подразделений? Какие факторы влияют на разработку стратегии компоновки ядерных сил? Какого количества боеголовок на подлодках будет достаточно? Необходимо иметь ввиду, что обладание подводным ядерным флотом ведет не только к огромной финансовой нагрузке, но также может вызвать ответные действия потенциальных противников.

Необходимость уклонения от размещения ПРО США

По мнению Холмса и Йошихары ракеты на подлодках изначально обладают большим потенциалом скрытности, мобильности, неограниченности срока дежурства, в отличие от ракет на воздушных носителях, и другими преимуществами. Они могут снизить угрозу нанесения врагом первичного ядерного удара, однако, несмотря на это, все эти теоретические преимущества для Китая недопустимо полностью полагаться только на них. С политической точки зрения китайское правительство должно для начала гарантировать эффективный контроль за своими ядерными арсеналами, дабы в одно прекрасное утро правительственный контроль за разросшимися подводными силами и право ведения боевых действий не были бы переданы нижестоящим инстанциям, главное — серьезность подхода к вопросу. Также одновременно с наращиванием Китаем подводных ядерных сил надо предотвратить риск «жесткого ответа» США и гарантировать относительную стабильность отношений взаимного устрашения между двумя странами (в будущем).

Необходимо продумать соответствие ядерного арсенала Китая принципу «и волки сыты и овцы целы», что на самом деле является довольно щекотливым вопросом. Два вышеуказанных специалиста министерства обороны провели простой расчет, согласно которому в случае обладания Китаем 4 подлодками с 12 ракетами «Цзюйлан-2» (дальность стрельбы 8000 км) обладающими 3 боеголовками на борту каждой, китайский подводный арсенал будет насчитывать 144 боеголовками; в случае развертывания 6 субмарин с 6-головочными ракетами общее число боеголовок резко скакнет до 432, что уже может привлечь пристальное внимание Вашингтона и подтолкнет его к принятию необходимых мер для обладания подавляющего превосходства над китайскими силами.

Кроме того Холмс особо указывает на тот факт, что в прогнозируемом будущем в списке стран способных нанести упреждающий удар по китайским ядерным силам и с моря и с суши существует только США, другими словами, китайский подводный флот противостоит исключительно угрозе со стороны Тихого океана. Одновременно с этим принимая во внимание то, что количество американских ядерных субмарин наступательного типа, а также количество противолодочных сил заметно сократилось вслед за окончанием «холодной» войны, в ближайшие 10 лет, в ситуации, когда Соединенные Штаты совершенно не обязательно будут упорствовать и прилагать слишком больше усилия направленные на ослабление китайского подводного флота., а проектируемая ПРО будет испытывать трудности с перехватом баллистических ракет, в такой ситуации даже если предположить, что все китайские наземные ядерные силы будут уничтожены мощным обезглавливающим ударом, одной выжившей подлодки с ракетами с разделяющимися боеголовками будет достаточно для нанесения мощнейшего «удара возмездия».

С такой точки зрения оба эксперта сходятся во мнении, что Китай с большой вероятностью будет склоняться в пользу англо-французского варианта, предусматривающего ограниченные подводные ядерные силы способные преодолеть любые барьеры и поддерживать «минимальный уровень устрашения» путем обладания от 4 до 6 оснащенных ядерным оружием подлодок, две из которых постоянно будут находиться на дежурстве для дублирования в случае если одна из них затонет.

Попеременное использование трех тактических принципов.

Мейнстримом американских оборонных кругов является вера в то, что китайские подлодки с ядерным оружием на борту будут сосредоточены в заливе Бохай и Желтом море, являясь, в кооперации с наступательными ядерными подлодками, авиацией береговой охраны и надводным флотом защитниками этих акваторий от любой интервенции извне, способными нанести ответный удар. Однако данная стратегия «защиты своего заднего двора» таит в себе риски, что ядерные подлодки будут «заперты» в узкой акватории, что ограничит их способности к патрулированию, и неизбежно повысит вероятность их обнаружения противником, что не даст в полной мере воспользоваться одним из козырей — скрытностью. К тому же в этом случае Китаю придется строить еще более мощное воздушное прикрытие, для утаивания своих подлодок в своей же «крепости».

Кроме стратегии «крепости» существует возможность патрулирования ядерными подлодками границ протяженных морских путей под прикрытием дружественных сил. Развитие китайской военно-морской авиации и надводного флота также сильно ускорилось в последние годы, Китай уже обладает возможностями овладеть преимуществом на море и в воздухе в некоторых зонах к западу от «первой цепи островов», что рано или поздно даст его подлодкам осуществлять свободное патрулирование вдоль всего побережья азиатского материка.

Холмс и Йошихара предсказывают, что у Китая есть еще один наиболее дерзкий вариант — размещение передовых ядерных подлодок в западной части Тихого океана с целью захвата как можно большего количества целей в радиус предполагаемого обстрела. Такого рода «патрулирование в открытом океане» (или как еще его называют «дислокация на переднем побережье») должно вынудить США послать в эти районы бóльшее количество кораблей и самолетов для отслеживания китайских подлодок в открытом океане, что скует их активность на других направлениях. Однако принцип «дислокации на переднем побережье» поставит Китай лицом к лицу с возрастающим риском ответа США в рамках «глобального ядерного противостояния», с угрозой которого китайский ядерный подводный флот никогда в своей истории еще не сталкивался в прямом смысле этого слова. Таким образом, пусть даже и действия в разумных пределах по этой схеме могут быть сигналом о перемене китайской стратегии в отношении использования ядерного флота, многократно усилив тем самым американские опасения.

Стоит подчеркнуть, что стратегии «крепости», «патрулирования побережья» и «патрулирования в открытом океане» не являются взаимоисключающими и могут быть использованы в зависимости от изменения ситуации с безопасностью страны. В мирное время китайские ядерные подводные силы будут придерживаться стратегии «крепости», в случае же конфликтов существует возможность активного развертывания сил до побережья материка и даже выхода в открытый океан, для противостояния вражескому «ядерному шантажу». В общем и целом, если даже Китай и будет обладать небольшими, но чрезвычайно боеспособными подводными ядерными силами, то в период возможных конфликтов это даст ему возможность более гибкого выбора по ситуации.

inoforum



Добавить комментарий