Иностранцы в Китае («The Bund», Китай)

Когда я бываю в Пекине, часто заглядываю в один жилой квартал. Это место по духу очень напоминает Организацию Объединённых Наций: японская парикмахерская, тайский ресторанчик, естественно, не обошлось и без гонконгских чайных, собирающих выходцев из тех мест, а также ресторанов, предлагающих аутентичную европейскую кухню. Местная детвора всех цветов кожи болтает на разных языках, а их китайские няни, с характерным для родных мест выговором, по-английски окликают своих подопечных.

Это и есть те самые «экспаты» (сокращенное от английского «expatriate»), именно так выглядит классический быт работающих в Китае иностранных специалистов. Некоторые из них — сотрудники международных компаний, другие — работники загранучреждений. Экспаты, как правило, живут в более престижных районах, и практически не имеют точек соприкосновения с местными жителями, ограничиваясь общением в своем кругу. Главное отличие таких иностранцев от богатых китайцев состоит в том, что их потребительский выбор чаще всего характеризуется высоким соотношением цены и качества, начиная от ориентированных на экспатов супермаркетов до популярных среди них баров и ресторанов.

Последнее исследование банка HSBC показало, что Китай по степени привлекательности для иностранных специалистов поднялся с 19 места в мире в прошлом году на 9 место в этом году. Повышение в рейтинге объясняется несколькими факторами: для иностранцев, приезжающих работать в Китай, кроме роста заработной платы и исключительно хороших жилищно-бытовых условий, есть еще кое-что: возможность найти няню по душе. Во многих западных странах нанять няню на полный рабочий день весьма дорого, зачастую считается, что позволить себе это могут только богачи, тогда как в Китае, то есть в Азии, это совсем нередкое, вполне естественное дело.

Согласно данному исследованию, пять наиболее привлекательных городов для иностранных специалистов находятся в Азии. Первое место занимает Сингапур, затем следует Таиланд, Гонконг – на пятом месте. Если Вы бывали в Бангкоке, Вы понимаете, почему этот город настолько привлекателен для экспатов: невероятное количество пятизвездочных апартаментов с обслуживанием, профессиональный сервис тайского персонала, торговые центры – один удобнее и современнее другого, всевозможные места для отдыха и развлечений, а ведь еще есть пляжи Пхукета, монастыри острова Чиангмай и возможность быстро добраться до соседних стран Юго-Восточной Азии. Если же не брать в расчет экономические факторы, Китай займет 22 место по степени привлекательности: самым большим разочарованием и настоящей головной болью для экспатов оборачивается медицинское обслуживание.

На самом деле, в Пекине и Шанхае уже есть клиники для обслуживания иностранцев, однако, если компания-работодатель не берет на себя все медицинские расходы, услуги таких центров очень дороги, тогда как адаптация экспатов к обслуживанию в местных больницах представляет собой определенную сложность.

Неважно, Пекин или Шанхай, иностранцев, приехавших в Китай в поисках возможностей профессионального развития или просто заработка, все больше и больше. Похоже, даже если и не получится стать сотрудником зарубежной фирмы, лаоваю (кит. «иностранец» — прим.пер.) не слишком сложно найти хоть какую-нибудь работу.

Один иранец поделился, что для того, чтобы заработать денег, он совмещал три работы, двумя из которых было преподавание английского языка в детском саду. Он жаловался, что у него все совсем не так, как у иностранцев-носителей английского языка, у которых гораздо больше шансов найти место преподавателя и выше уровень зарплат. А я все пыталась представить, как он, на английском с персидским акцентом, ведет урок в детском саду. Некоторое время назад требования к преподавателям английского языка действительно были низкими, надо было лишь продемонстрировать родителям, что преподаватели в школе – иностранцы.

Раньше мы часто могли увидеть новости о китайских гражданах, тайно пересекающих границу для нелегальных заработков за рубежом. Сейчас же немало иностранцев приезжают в Китай. Единственное отличие заключается в том, что последние въезжают законно, но работают они так же нелегально, так как подработка нарушает правила пребывания в стране.

Один дипломатический служащий поднял вопрос о случаях, когда нелегалы из Африки уничтожают свои паспорта. В такой ситуации китайская сторона оказывается в затруднительном положении, не будучи уверенной, в какую страну они должны быть высланы. И даже когда гражданство установлено, государство неохотно возвращает своих граждан на родину, и, приняв вид старого друга, может возмущенно заявить: «Отношения между нашими странами настолько хороши, даже если несколько наших граждан и находятся здесь незаконно, разве это плохо?»

Сложилось впечатление, что нелегальные мигранты — это, в основном, выходцы из Африки и Южной Азии. Однако сегодня есть и те, кто приехал из таких крупных развитых стран, как США. Причина их переезда в Китай проста: поиск работы.

Вот американец, он приехал в Китай учить китайский язык. 21 год, средств, чтобы окончить университет в США, не хватило, и поэтому он, скопив немного денег на подработках, приехал в Китай. Он планирует получить степень бакалавра в Пекине, а затем вернуться в США доучиваться. Размышляя таким образом, он уверен, что в будущем владение китайским языком пойдет ему на пользу и станет в Америке его конкурентным преимуществом.

Этот юный американец заставил меня задуматься о молодых китайцах, приезжающих в Пекин в поисках работы, «пекинских странниках», условия жизни у них примерно одинаковы, нет особых различий и в их мечтах и планах на будущее.

Некоторое время назад, делая репортаж недалеко от района Чжуцзян Синьчэн в городе Гуанчжоу, я вдруг обнаружила, что все люди вокруг меня – выходцы с Ближнего Востока. А затем подумала, разве в городе Иу, провинции Чжэцзян, где я была чуть раньше, уже не сформировались корейский и арабский кварталы?

Все больше и больше иностранцев приезжают в Китай в поисках возможностей, и их не останавливают проблемы, связанные с незаконным въездом и пребыванием в стране. Это объясняется тем, что возможностей заработать здесь у них значительно больше, чем в родной стране. С другой стороны, это лишь подтверждает мощь экономического развития Китая и степень его открытости.

Все уже давно привыкли к Чайна-таунам по всему миру, так что мы должны быть психологически готовы к тому, что в будущем корейских, африканских и арабских кварталов в китайских городах, возможно, будет еще больше.

Роуз Луцю Лувей



Добавить комментарий