Специальный комитет по разведке Палаты представителей США завершил расследование деятельности китайских компаний Huawei и ZTE на территории США, по итогам которого был сделан вывод: корпорации представляют угрозу для безопасности Америки. Таким образом, китайцы уже во второй раз за последний месяц попадают в скандал, увязанный с большой американо-китайской политикой.
Согласно данным, полученным в ходе расследования комитета, Huawei нарушала иммиграционное законодательство, давала взятки и провоцировала коррупцию, но главное — компания является «уникально» уязвимой ко всякого рода рискам, связанным с электронным шпионажем. Результаты расследования будут направлены в министерства безопасности и юстиции. Следователи комитета заявляют, что Huawei и ZTE могут подвергаться существенному влиянию со стороны иностранных государств и тем самым представлять угрозу для национальной безопасности США.
Такие утверждения базируются на внутренних документах Huawei, которые предоставил один из бывших сотрудников компании. По итогам их анализа следователи пришли к выводу, что компания предоставляет услуги «элитному подразделению кибервойны», существующему в китайской армии.
Расследование проводили конгрессмен-демократ Кристиан «Датч» Руппертсбергер, глава комитета Майк Роджерс, а также конгрессмен из Миннесоты Мишель Бахманн, известная своими радикально правыми взглядами и поддержкой, которой она пользуется со стороны «Партии чаепития». В рамках расследования Руппертсбергер и Бахманн даже ездили в Гонконг, где встречались с основателем и гендиректором Huawei Жэнем Чжэнфэем. В качестве одного из аргументов в пользу своей версии конгрессмены выдвигали тот факт, что Жэнь Чжэнфэй основал корпорацию сразу после своего увольнения из китайской армии и до сих пор имеет там глубокие связи.
Представители китайских компаний выдвинутыми против них обвинениями, естественно, возмутились. Так, от лица Huawei в американской прессе выступил вице-президент североамериканского филиала Уильям Пламмер, заявивший, что данные предположения являются «полностью безосновательными». «Они игнорируют технические и коммерческие реалии, угрожают инновациям и рабочим местам в США и не имеют никакого отношения к национальной безопасности», — добавил он. Пламмер резюмировал, что все эти действия являются не более чем «политическими игрищами».
В руководстве обеих компаний, располагающихся в китайском Шеньчжене, также отметили, что правительством Китая они не контролируются. Если же американцы в чем-то их подозревают, то корпорации готовы пригласить независимых аудиторов для проверки их программного обеспечения и техники.
Провинившиеся ветряки
Китайско-американские противоречия, связанные с обвинениями и подозрениями в шпионаже, в последние месяцы обострились до предела. В конце сентября стало известно, что президент Барак Обама запретил китайской частной компании Ralls Corp. строить ветряную электростанцию в штате Орегон. Американская администрация заявляла, что ветряки планировалось установить недалеко от закрытой для полетов зоны над базой ВМС США (или в ее пределах), где военнослужащие учатся использовать новые модели вооружений.
Китайцы в ответ пригрозили Обаме тяжбой, что, вообще говоря, является случаем беспрецедентным — по таким вопросам с главой американского государства еще никто никогда не судился. В основном корпорацию возмутило то, что она уже потратила на развитие станции немало средств, но компенсировать их ей никто не намерен. Более того, установленное оборудование придется либо вывозить, либо продавать, и вряд ли удастся совершить сделку по рыночным ценам.
Кроме того, Ralls Corp. напирала на то, что поблизости от базы ВМС работают десятки других ветряков, но к ним никаких претензий не выдвигалось. Впрочем, внятного ответа от администрации на эти претензии бизнесменам пока добиться не удалось.
Что характерно, скандалы разгорелись непосредственно перед выборами в США (хотя расследование против Huawei и ZTE было начато еще в прошлом ноябре), из чего вполне допустимо сделать вывод, что мотивы противодействия угрозе национальной безопасности здесь не являются единственными. Действительно, нынешняя предвыборная кампания в Америке построена во многом на патриотической риторике, а взаимоотношения с Китаем в этой плоскости находятся в тройке наиболее волнующих американского избирателя тем наряду с нелегальной иммиграцией и войной против терроризма.
И Барак Обама, и Митт Ромни обещают своим избирателям действовать более жестко против зарубежных нарушителей американского законодательства, а также прекратить вывоз из страны рабочих мест. Тут уж, как ни крути, первой целью сейчас и в обозримом будущем останется Китай. Кроме того, растущая военная мощь восточноазиатской страны и постоянно возникающие слухи об опасных китайских хакерах также провоцируют негативную реакцию со стороны части американских избирателей. И действующий президент, и его главный соперник пытаются извлечь максимум политических очков из таких настроений. Более мелкие политики из обеих партий, в свою очередь, стремятся подыграть своим лидерам.
Тем не менее общей настороженности в отношении Китая и китайского бизнеса в США это не отменяет. С одной стороны, США известны либеральностью своего делового законодательства, с другой — эта страна имеет очень много секретов, которыми делиться не хочется, и КНР, как главный потенциальный охотник за такими секретами, вызывает наибольшие опасения.
Первый случай, когда американское государство опустило барьер перед китайцами, собравшимися войти на рынок США, произошел еще в 2007 году. Тогда по инициативе разведки все той же Huawei не дали приобрести американскую технологическую корпорацию 3Com. Сделка объемом в 2,2 миллиарда долларов была сорвана в последний момент к вящему неудовольствию китайской стороны. Несмотря на этот факт, Huawei продолжила свою экспансию через Тихий океан. В 2011 году компания заработала в США 1,3 миллиарда долларов, и по сравнению с предыдущим годом рост оказался практически двукратным.
При этом только в первые шесть месяцев нынешнего года Huawei потратила на лоббистов 820 тысяч долларов, наняв сразу шесть фирм, специализирующихся на такого рода услугах. Сумма сама по себе не самая большая, но следует учитывать, что за аналогичный период 2011 года на эти же цели было потрачено всего 200 тысяч. Так что рост присутствия китайской корпорации в США является весьма впечатляющим, и сам этот факт нервирует значительную часть американских политиков.
Возможно, им следовало бы вспомнить не очень далекую историю: в 70-80-е годы схожее отношение у американцев существовало к японскому бизнесу. Проникновение японцев на американский рынок (который, к слову, сам же открыл им двери после Второй мировой) казалось вызывающим и агрессивным. Но после ряда громких конфликтов и скандалов ситуация более или менее утряслась, и теперь японцев как врагов никто не воспринимает. Произойдет ли такая трансформация с Китаем, сказать сложно — все-таки по своей мощи и потенциальному объему экономики Китай намного превосходит Японию. В ближайшей же перспективе можно смело утверждать, что масштабы противостояния будут только расти.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.