Какая польза прогрессу от ссоры Китая и Японии?

Ссора двух держав – хорошая новость для производителей редкоземельных элементов. Эта группа из 17 минералов с незапоминающимися названиями – двигатель современного прогресса. Без них никак не обойтись ни в смартфонах, ни в гибридных автомобилях. На самом деле минералы эти не так уж редки, однако их добыча в промышленных масштабах крайне сложная и затратная история.

Китай, помимо того, что производит все наши самсунги и айфоны, еще и добывает 90% этих редкоземельных металлов. Эта монополия естественно позволяет ему контролировать цены, управляя предложением. Совершенно искусственным способом китайцы в последние два года подняли цены на некоторые минералы аж в четыре раза.

Казалось бы, при чем тут ссора Япония и Китая вокруг островков в Южно-Китайском море? На самом деле еще как при чем. Отношения начали накаляться в 2010-м после ареста береговой охраной китайского рыболовецкого судна. В ходе разборок Китай неожиданно взял и прекратил все поставки редкоземельных элементов соседу.

А между тем Япония покупает у Китая до 60% добываемых металлов для своих высокотехнологичных производств. В результате эмбарго цены выросли по всему миру. Запрет на поставки на короткое время коснулся даже США и Европы. После того как американцы пригрозили расследованием ВТО, в Китае сказали, что проблемы были чисто организационные.

В этом году спор вокруг островов разгорелся с новой силой. Вспоминая про 2010-й, проблем с поставками редкоземельных элементов импортеры ждут уже больше месяца. Остается непонятным, будут ли расти цены дальше и что будет делать Китай. Эта неопределенность всех раздражает. И возникает естественное желание отделаться от китайского диктата в этой области.

Скачки цен в последние два года заставили многие компании начать делать запасы. Так что в этом году объемы экспорта значительно уменьшились и оказались даже ниже квоты. В Австралии, США, Малайзии открывают новые производства редкоземельных материалов: концерн Toshiba в августе этого года даже объявил, что полностью заменит китайские элементы в своем новом моторе американскими и малайзийскими.

Пока на общий объем добычи в мире эти инициативы повлияли не слишком сильно, но, похоже, развитые страны поняли, что глупо держать все яйца прогресса в одной корзине непредсказуемого Китая.

Станислав Елисеев



Добавить комментарий