Китай — наступление либерал-коммунистов?

Удивительное событие произошло в Пекине сразу же после завершения там сессии Всекитайского собрания народных представителей — номинального парламента. В среду на итоговой пресс-конференции глава правительства страны, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао вдруг выступил с открытым призывом к политической реформе и подчеркнул, что без этого в Китае захлебнется экономическое развитие.

«У нас,- сказал он, — по-прежнему не сняты ни ошибки Культурной революции, ни наследие феодализма». После таких слов, по свидетельству очевидцев, в зале, где присутствовали сотни журналистов, на мгновение установилась потрясенная тишина.

«Наши реформы,- заявил на пресс-конференции глава правительства,- вошли в этап, когда надо атаковать мощные крепостные стены. Если не будет успеха в реформе политической системы, то не удастся до конца провести и экономические преобразования. Мы потеряем все достигнутое, появится опасность повторения трагедии Культурной революции».

«Несправедливость в распределении доходов и в судебной системе вызывают недовольство народных масс«,- продолжал премьер. Он особо подчеркнул необходимость «реформы системы управления партией и государством». Как полагают, это означает отделение КПК от реального управления хозяйством и делами правительства, отказ от чрезмерной концентрации власти и бесконтрольности начальства.

Ранее в докладе на открытии сессии ВСНП премьер говорил и о «демократических выборах на основе закона» (в Китае прямые выборы даже номинально существуют только на самом низком муниципальном уровне), и о необходимости «гарантировать право знать и выражать свое мнение».

По сути дела, это стало политическим завещанием 69-летнего главы правительства, который осенью, как и все китайское руководство, уходит в отставку и передает полномочия новому поколению лидеров страны. На очередные 10 лет.

Вэнь Цзябао считается одним из самых заметных либералов в партии и государстве. Он завоевал такую репутацию еще в те годы, когда после жесткого подавления студенческого выступления на площади Тяньаньмэнь достаточно смело заботился и о подвергавшихся репрессиям участниках движения за демократизацию, и о бывшем генсеке ЦК КПК Чжао Цзыяне, который был снят за поддержку требований смутьянов.

Вэнь Цзябао имеет также славу самого последовательного сторонника углубления преобразований, которые предложил в 1980 году отец китайских реформ Дэн Сяопин. В последние годы, в частности, при уходящем этой осенью председателе КНР Ху Цзиньтао тенденция к продолжению перемен как-то ослабла — напротив, появились признаки некоторого закручивания идеологических гаек. В руководстве Китая преобладают требования сохранить «сплочение и стабильность», там принципиально отвергают реальную многопартийность, принцип разделения властей и идеологическое многообразие.

О необходимости политических реформ и исправлении социальных несправедливостей Вэнь Цзябао все громче говорил с лета прошлого года. Некоторые считают это простой попыткой оставить свое имя в истории. Другие усматривают в словах премьера стремление оказать нажим на новое поколение руководителей КНР, передать ему дух реформаторства.

У Вэнь Цзябао, судя по всему, последователи имеются. Среди них, в частности, называют его наиболее вероятного преемника на посту главы правительства — нынешнего вице-премьера Ли Кэцяна. Упоминается также Ван Ян — нынешний глава партийной организации экономически развитой провинции Гуандун, которого прочат в члены постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, этого высшего органа власти в составе всего 9 человек.

Оба они принадлежат к т.н. группировке «комсомольцев» — т.е. сделали свою карьеру в молодежной организации партии. Эта фракция, как полагают, пока проиграла в соперничестве со своим главным конкурентом — т.н. «принцами», как называют партийных номенклатурщиков во втором поколении, детей высокопоставленных коммунистов времен партизанской войны и становления КНР. К этой группировке, в частности, принадлежит и будущий лидер Китая — Си Цзиньпин, который осенью станет генеральным секретарем ЦК КПК, а потом и председателем КНР. Японские наблюдатели полагают, что этот политик в целом разделяет осторожный подход к реформам и вовсе не склонен особо прислушиваться к пламенным советам уходящего премьера.

Короче, как уверял меня один из экспертов, сторонники политических реформ в руководстве Китая малочисленны и изолированы, а призывы товарища Вэня, судя по всему, так и останутся пылкими словами. Однако борьба среди высшей номенклатуры КНР явно не окончена: только сегодня был со скандалом смещен один из лидеров фракции «принцев» Бо Силай — глава партийной организации крупного города Чунцина, который также претендовал на место в постоянном комитета Политбюро.

Он добился больших успехов в экономическом строительстве и борьбе с коррупцией. И одновременно был предводителем т.н. «новых левых», которые пытаются воскресить во все более буржуазном Китае ценности революционного энтузиазма времен председателя Мао. Бо Силай проводил конкурсы революционной песни, походы по местам боевой коммунистической славы. Не таких ли деятелей имел в виду премьер-либерал, говоря об опасности повторения Культурной революции?

Василий Головнин



Добавить комментарий