Дешевле, чем в Китае

В правительстве обсуждается инициатива главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова по созданию Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии (РКС ЦА). Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники, пакет документов с предложениями по созданию новой госкорпорации поступил председателю правительства Владимиру Путину. В свою очередь, премьер-министр предложил ознакомиться с ним подчиненным в правительстве (в первую очередь МИДу, Минфину и Минэкономики).

Основной задачей новой госкорпорации, согласно предложениям, озвученным в документе, является реализация стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года. Однако Виктор Иванов делает предложение глобальным: по его мнению, корпорация необходима для «обеспечения защиты российских национальных интересов». По этой причине проект должен профинансировать бюджет, направив средства на развитие региона «на принципах частно-государственного партнерства». Государству будут принадлежать 51% акций РКС ЦА, 49% предлагается «возмездно передать корпорациям с контрольным пакетом акций в федеральной собственности». Впрочем, к работе в рамках проекта предлагается привлекать и частные компании, а в перспективе – иностранных партнеров из Средней Азии.

Развитие региона, по замыслу авторов документа, предполагает получение контроля над Камбаратинской ГЭС (Киргизия) и Рогунской ГЭС (Таджикистан), восстановление советской системы снабжения энергоресурсами региона, дополнив ее Среднеазиатской АЭС и водопроводом Южная Сибирь—Ферганская долина из Тобола, «организовать современный птицепром» в Средней Азии, поскольку «общеизвестно, что единственный способ избежать белкового голодания в бедных странах – это развитие производства курятины и яйца». Документ также предполагает создание Университета развития Средней Азии с планом подготовки 50 тыс. студентов в год.

Но есть и более амбициозные планы. В рамках проекта «Современная промышленность» предлагается бросить вызов Китаю и, используя дешевую среднеазиатскую рабочую силу (зарплата «в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане в три-четыре раза ниже, чем в Китае! В семь-десять раз ниже, чем в Малайзии и Турции!» – указано в документе), создать новую «мировую фабрику» в Средней Азии за счет создания «сверхсовременных промышленных зон» вместо того, чтобы импортировать эту дешевую рабочую силу в РФ.

Стоить проект на первых порах будет около 2 млрд рублей, из них 200 млн рублей в год должно уходить на оплату персонала ОАО (50-70 человек). В том случае, если проект будет одобрен, по масштабу он точно будет сравним с Олимпстроем – то есть речь идет о нескольких десятках миллиардов рублей, уверен аналитик ФГ БКС Богдан Зыков. Это обусловлено тем, что на данный момент в Средней Азии нет необходимой инфраструктуры, а ее строительство – это долгий и затратный процесс.

Сама по себе идея новой госкорпорации очень интересна и перспективна, считает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Средняя Азия расположена гораздо ближе к густонаселенным районам России, чем Китай, поэтому, к примеру, налаживание там масштабных сельскохозяйственных проектов, ориентированных на потребительский рынок России, – дело интересное даже с точки зрения бизнеса. К этому можно добавить геополитический фактор – увеличение веса России в регионе («кто платит деньги, тот и заказывает музыку)», а также социальную стабилизацию региона и, действительно, противодействие наркотической угрозе через создание новых рабочих мест, не связанных с наркобизнесом.

С этим мнением согласен и аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов, который считает, что это направление очень перспективное и его обязательно надо контролировать. Судя по всему, госкорпорация будет заниматься созданием промышленных зон, отдельных предприятий, а также контролем за такими объектами. Это позволит развивать сотрудничество со странами Средней Азии, что важно с геополитической точки зрения. Было бы очень хорошо определиться с госполитикой в отношении Средней Азии в целом, добавляет Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИК «Универ капитал». Это жизненно необходимо. Госкорпорация могла бы стать проводником этой политики в части трудовых ресурсов, но в таком формате она видится как посредник в скоординированном привлечении и предоставлении трудовых ресурсов российским заказчикам. Экономике России в том числе это может дать возможность быстро аккумулировать неквалифицированную или низкоквалифицированную рабочую силу на нужных направлениях.

Но, хотя предложение, несомненно, интересное, уверены эксперты, вопрос, как всегда, в реализации. В принципе все функции такой госкорпорации можно возложить на уже действующие структуры, например министерства и т.д., а создавать для этого отдельную корпорацию необязательно. Именно потому, что можно использовать уже существующие инструменты, создание такой госкомпании пока маловероятно. «Реализация проекта в том виде, в котором он существует сейчас, вряд ли возможна, – уверен аналитик „Инвесткафе” Илья Раченков. – Сильного экономического эффекта он иметь не будет, так как фактически это работа с инвестициями, которые будут благоприятны в первую очередь для регионов Средней Азии. Вряд ли найдется большое количество бизнесменов, желающих перенести производство в этот регион». Если проект начнется, то в ближайшие несколько лет все ограничится только переносом небольших производств, «пилотными» проектами, а уже исходя из их эффективности будет приниматься решение о дальнейшем развитии. Надо также понимать, что в Средней Азии не такой хороший инвестклимат, как в Китае, а дешевая рабочая сила не может быть единственной причиной для масштабного переноса производств.

Анна Королева



Добавить комментарий