В восьми часах езды от стекольного завода есть комплекс, неофициально называемый Foxconn City (город Foxconn), там собираются iPhone. Для руководителей Apple Foxconn City является наглядным свидетельством того, что Китай может поставлять работников, своим трудолюбием далеко опередивших своих американских коллег.
Все дело в том, что ничего похожего на Foxconn City нет в США.
На предприятии работает 230 000 работников, многие из которых проводят на заводе по шесть дней в неделю по 12 часов в день. Четверть рабочей силы Foxconn живет в бараках компании, а очень многие работники получают меньше $17 в день. Когда один из руководителей Apple приехал на завод, его автомобиль застрял в потоке рабочих. «Масштаб неописуемый», — сказал представитель Apple.
Около 300 работников Foxconn выполняют роль охранников, следящих за прямым потоком рабочих, чтобы они не задавили друг друга в узких проходах. Центральная кухня готовит в среднем 3 тонны свинины и 13 тонн риса в день. И хотя завод безупречен, воздух в ближайших чайных насыщен смрадом и дымом сигарет.
У Foxconn Technology есть десятки объектов в Азии и Восточной Европе, а также в Мексике и Бразилии. Эта компания собирает приблизительно 40% всей мировой пользовательской электроники для компаний вроде Amazon, Dell, Hewlett-Packard, Motorola, Nintendo, Nokia, Samsung and Sony.
«Они могли бы нанять 3 000 человек за одну ночь», — говорит Дженнифер Ригони, работающая менеджером по мировым поставкам Apple до 2010 года и отказавшаяся уточнять специфику своей работы. — «Какой американский завод сможет найти 3 000 человек за одну ночь и уговорить их пожить в общежитиях?».
В середине 2007 года после месяца экспериментов инженеры Apple наконец усовершенствовали метод резки стекла, которое могло бы использоваться в экранах iPhone. Первые грузовики со стеклом приехали в Foxconn City глубокой ночью, как рассказал один из бывших руководителей Apple. Именно в тот момент менеджеры подняли тысячи рабочих, которые тут же напялили свои униформы — белые и черные рубашки для мужчин, красные для женщин — и быстро взялись за сборку телефонов. За три месяца Apple продала один миллион iPhone. А с тех пор Foxconn собрал более 200 миллионов.
В своих заявлениях Foxconn отказался упоминать конкретных клиентов.
«Любой работник, нанятый нашей компанией, подписал контракт с условиями и соглашениями, а китайское правительство защищает его права», — пишет компания. — «[Foxconn] берет на себя ответственность за своих работников и усиленно работает над тем, чтобы предоставить более чем миллиону наших сотрудников безопасные и благоприятные условия».
Компания обсуждала некоторые спорные моменты с бывшим руководителем Apple и написала, что полуночный подъем, описанный выше, был невозможен, «поскольку у нас есть строгие правила, касающиеся рабочих часов наших рабочих, обуславливающие смены наших рабочих, а каждый работник имеет компьютеризованную карту, которая запретила бы ему работать на любом заводе помимо времени, отведенного ему на смену». Компания заявила, что все смены начинались в 7 утра или 7 вечера, а сотрудники получали уведомления о сдвигах в расписании как минимум за 12 часов.
В интервью работники Foxconn оспорили вышесказанные утверждения.
Другим важным преимуществом для Apple было то, что Китай смог предоставить то количество инженеров, которое в США можно было и не найти. Руководителям Apple требовалось около 8 700 промышленных инженеров для того, чтобы обеспечить двухсоттысячную армию работников конвейера, которые занимаются сборкой iPhone. Аналитик компании прогнозировал, что на поиск нужного количества квалифицированных инженеров в США могло уйти до девяти месяцев.
В Китае это заняло 15 дней.
Компании вроде Apple «говорят, что в США будет огромной проблемой найти техническую рабочую силу», — сказал Мартин Шмидт, заместитель проректора в Массачусетстском технологическом институте. В частности, компании говорят о том, что им нужны инженеры с образованием выше средней школы, но не обязательно бакалавры. Американцев с таким уровнем образования сложно найти. «Это хорошая работа, но страна не может обеспечить должный спрос».
Некоторые аспекты iPhone являются исключительно американскими. Программное обеспечение, например, а также инновационные маркетинговые кампании были созданы по большей части в США. Apple недавно построила дата-центр за $500 миллионов в Северной Каролине. Полупроводники для iPhone 4 и 4S собираются в Остине, штат Техас, на заводе южнокорейской компании Samsung.
Но даже на этих объектах нет средоточия огромного количества рабочих мест. В дата-центрк, например, задействовано всего 100 штатных сотрудников. На заводе Samsung вкалывает всего 2 400 рабочих.
«На самом деле, если вы хотите выпустить от миллиона до тридцати миллионов телефонов, вам не нужно много программистов», — сказал Жан-Луи Гасси (Jean-Louis Gassée), куратор разработки продуктов и маркетинга Apple до 1990 года. — «Все эти новые компании —Facebook, Google, Twitter — извлекают из этого пользу. Они растут, но им на самом деле не нужно много работников».
Сложно оценить стоимость производства iPhone в США. Тем не менее, различные ученые и производственные аналитики полагают, что труд мало стоит в производстве технологий в целом, а выплата зарплат американцам добавит $65 к стоимости каждого из iPhone. И поскольку прибыль Apple составляет сотни долларов за телефон, сборка смартфонов «дома», теоретически, оставит компании приличный доход.
Но такие расчеты во многом бессмысленны, поскольку сборка iPhone в США потребует гораздо большего, чем просто прием на работу американцев — она потребует трансформации национальной и общемировой экономики. Руководители Apple уверены в том, что в США просто нет рабочих с необходимыми навыками для работы на быстрых и эффективных заводах. Другие компании, работающие с Apple, вроде Corning, также говорят, что им необходимо уехать за границу.
Производство стекла для iPhone было возрождено на фабрике Corning в Кентукки, и сегодня большая часть стекол iPhone по-прежнему производится там. После того, как iPhone пришел к успеху, Corning получила заказы и от других компаний, стремящихся скопировать конструкцию устройств Apple. Продажи укрепленного стекла выросли более чем на $700 миллионов за год, и компания наняла около 1 000 американцев для поддержки развития рынка.
Но наряду с расширением рынка, основные производственные мощности Corning сосредоточились на заводах в Японии и Тайване.
«Наши клиенты располагаются в Тайване, Корее, Японии и Китае», — сказал Джеймс Б. Флоуз (James B. Flaws), зампред и финдиректор Corning. — «Мы могли бы собрать стекло здесь и отправить его судном, но это займет 35 дней. Или же мы могли бы отправить его по воздуху, но это будет в 10 раз дороже. Поэтому лучшим решением было бы построить заводы по соседству с заграничными сборочными заводами».
Corning была основана в Америке 161 год назад, и ее штаб-квартира до сих пор находится в северной части Нью-Йорка. Теоретически, компания может производить все свое стекло дома, в Америке. Но на практике «потребуется капитальный ремонт и реструктуризация промышленности в целом». Флоуз также сообщил:
«Бизнес пользовательской электроники стал азиатским бизнесом. Как американец, я беспокоюсь об этом, но ничего не могу сделать, чтобы остановить это. Азия стала тем, чем были США последние 40 лет».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.