Последние несколько лет много говорят о китайском экономическом чуде. О том, что Китай прямо сейчас совершает гигантский экономический рывок и о том, что Поднебесная скоро может стать сверхдержавой.
Я только что вернулся из отпуска из Китая. Путешествовал с семьей своим ходом. Намотали по Китаю 5 тысяч километров. Видели страну восьмизначных телефонных номеров и пятизначных пин-кодов без прикрас.
Хочу поделиться впечатлениями — 10 пунктов с фотографиями. Это не глобальные выводы, а просто личные впечатления. В любом случае они полезны для понимания того, куда движется мир. Туристические достопримечательности оставим в стороне.
1. Космополитичный Шанхай.
На русском языке «шанхаем» принято называть старые, грязные районы. В действительности нынешний Шанхай — прекрасно организованный ультрасовременный мегаполис. Это один из самых приятных и интересных городов, где я когда-либо бывал. Представьте себе Нью-Йорк или Чикаго, только все новое, чистое и блестит.
Несмотря на то, что Шанхай является крупнейшим мегаполисом мира практически по всем рейтингам (его население составляет 18-23 млн в зависимости от методологии подсчета), это чистый город и — внимание — без пробок. Проблему заторов решает эффективная система общественного транспорта и развитая сеть дорог. Сейчас в городе 12 веток метро. Скоро, по планам, будет 22 ветки. Развязки в пять уровней — норма.
Местная пресса, англоязычная газета Shanghai Daily, с тревогой сообщает, что экономический рост города замедлился в первом квартале этого года и теперь составляет 9% по сравнению с 10%-ным ростом ВВП, который показывал Шанхай на протяжении последних лет. Кстати, городской ВВП теперь составляет 256 млрд дол, вдвое больше, чем всей Украины.
Стилистически Шанхай — это смесь Европы, Америки и Азии. Все-таки, ощущается, что значительные части города долгое время были в концессии у французов и анличан. Внизу — набережная Банд.
Также радует, что в отличие от американских городов, здесь нет откровенно плохих, опасных районов. Везде чувствуешь себя в полной безопсности.
У этого азиатского мегаполиса есть не только деньги, но и чувство стиля. Здесь есть целые кварталы художников, галлерей, ресторанов — вроде тех, что вы можете увидеть в Берлине или Лондоне.
Внизу- музей-ресторан в районе Тан Зи Фан и его посетители.
План развития Шанхая существует на 20 лет вперед. Внизу — огромный макет с утвержденными проектами строительства.
2. Финансовый район Шанхая Пудун (Pudong).
Самое интересное в этом районе то, что 15 лет назад его не было. Вообще. Здесь были сельскохозяйственные поля и лачуги. Небоскребы начали появляться здесь после того, как правительство основало здесь Свободную Экономическую Зону в 1993 году. Попытки ввести СЭЗы и т.н. ТПРы (территории приоритетного развития) в Украине заканчивались тем, что какие-то дети или друзья чиновников в правительстве просто использовали их, чтобы уклоняться от налогов и беспошлинно ввозить какую-то курятину.
В Шанхае пошли несколько иным путем. Курятину через СЭЗы там не возят. Не тот уровень. Теперь высотных зданий на Пудуне сотни.
Здесь же находится и самое высокое здание Китая Шанхайский Всемирный Финансовый Центр высотой 494 м. Самым высоким оно будет недолго. Уже начато строительство Шанхайской Башни, высота которой составит 565 м.
Когда я осматривал Пудун во время поездки на катере, познакомился с парнем из Саудовской Аравии. Преподаватель математики в университете. Он поинтересовался у меня, много ли в Киеве небоскребов? Столько же как в Шанхае или нет? Я сказал, что небоскребы нам в Киеве уже надоели, кошмар какой-то, просто на каждом углу, скоро будем сносить и строить невысокие двухэтажные дома, чтобы дышалось полегче.
3. Прекрасное метро Пекина и Шанхая.
Все, кто были в Нью-Йорке, Риме, Лондоне и т.д, понимают, что метро может быть довольно неприглядным. Метро китайских мегаполисов выношу отдельным пунктом, потому что оно прекрасно — современно, чисто, стильно.
Дизайн станций, карт, вагонов и всего остального в Пекине и Шанхае выполнен в одном стиле. Работали профессиональные дизайнеры. Отличный способ передвигаться по городу. Стоимость одного проезда — 4 юаня, т.е. 5 грн.
Все дублируется на английском языке.
4. Транспортная инфраструктура будущего всей приморской полосы страны.
В нее вложено гигантское количество денег. Сложно даже представить себе, какое именно. Причем, государством. Любая страна Западной Европы и США позавидовали бы инфраструктуре Юга-Востока Китая, т.е. развитых районов страны. Любой из жд вокзалов 15-20 городов, которые видел я, стал бы украшением столицы Киева. (Внизу — Южнопекинский вокзал, не Центральный. Второй — аэропрот огорда Тянцзинь, о существовании которого в Украине мало кто догадывается. Третье фото — жд вокзал Шанхая).
Отдельно нужно сказать про высокоскоростные поезда , т.н. bullet trains. Под выскоскоростными в Китае понимаются не поезда, которые передвигаются со скоростью 80 км/ч, а составы, которые идут с крейсерской скоростью свыше 300 км/ч. Их много. Только с Шанхая на Пекин и лишь вечером идут четыре таких поезда. Расстояние в 200 км от Пекина до Тяньцзиня — как от Киева до Винницы — такой поезад преодолевает за 38 минут. Путь от Шанхая до Пекина в 1100 км — как от Львова до Донецка или от Киева до Симферополя — за 5 часов. Не за 25 часов, а за 5 часов.
Девушки Китайзализныци одеты как бортпроводницы на наших международных авиарейсах.
Внизу — вагон-ресторан. Сверху на табло скорость — 305 км/ч.
В другом вагоне через несколько минут — поезд притормозил.
Билет от Шанхая до Пекина вторым классом стоит недешево — около 90 дол, т.е. 720 грн.
На самом деле, это не самые быстрые поезда Китая. Из центра Шанхая в международный аэропорт ходит поезд на магнитной подушке Maglev (magnetic levitation). Это самый быстрый поезд в мире. Он развивает скорость до 421 км/ч. Доставляет до аэропорта за 8 минут. Но я прилетал в другой аэропорт внутренним авиарейсом и поезд этот не видел.
Автобаны хороши, они платные. Вообще в Китае за все надо платить. Несмотря на то, что у власти находится Коммунистическая партия, коммунизмом в стране и не пахнет. Китайцы шутят, что правительство заставляет их платить дважды — с начала собирает с них налоги на дороги, а затем берет плату за проезд по этим дорогам.
Везде по стране строят большие современные аэропорты. Авиапарк China Shouthern Airlines, например — несбыточная мечта Аэросвита и Игоря Коломойского, если он, конечно, о таком мечтает.
Мой приятель делал пересадку в аэропорту Урумчи, что на севере страны. Это отсталый регион Китая. По его впечатлению, аэропорт в Урумчи раз в 20 больше бориспольского. Он подчеркивал, что это не преувеличение. В бортовом на одном из рейсов China Southern журнале я прочел, что в Урумчи прошла выставка-форум для инвесторов. Итог — договоренности об инвестициях в 76 млрд дол в Уйгурский автономный район. Это намного больше, чем вся Украина привлекла за все годы независимости. Я сначала подумал, что это опечатка. Теперь боюсь, что нет.
5. Нищие люди на ужасной площади Тяньаньмень.
Хватит о хорошем. На самой большой площади мира Тяньаньмень расположен мавзолей Мао, главного коммуниста Китая. Увидеть воочию Великого кормчего сюда съезжаются люди со всей страны. Они выстраиваются в многокилометровые очереди. Это гигантская черно-серая масса нищих людей, одетых в нечто похожее на то, что шили первые постсоветские кооперативы в началае 90-х. Красят их лишь оранжевые шапочки, которые выдают им гиды, чтобы они не затерялись в толпе. Наши гастарбайтеры — просто иконы стиля по сравнению с этими парнями. Внизу — небольшая часть очереди в Мавзолей к Мао, которую я — несмотря на протесты жены и дочери — честно отстоял.
Каждый год совместно с международной компанией Hay Group мы делаем тему номера Рейтинг зарплат, где сравниваем зарплаты людей на идентичных позициях в разных странах. В перечне стран мне встречались лишь две страны, где среднеарифметически вычеслить среднюю зарплату по стране не представляется возможным ввиду огромных вариаций по стране. Это Россия и Китай. В России считают по Москве и Питеру, в Китае — по Шанхаю, Пекину и Гуанчжоу. Так вот, на площади Тяньанмень, по всей видимости, собираются те, чью зарплату посчитать невозможно.
Вообще, в Китае, конечно, визуально видно, что социальное расслоение велико. В Пекине собирается много бедных людей. В метро же — довольно много людей среднего класса — модно одетых с недешевыми телефонами и можно сказать, довольно интеллигентными лицами.
О чем я много читал до приезда в Китай, но не видел в самом Китае — это богатые люди, которые кичатся своими деньгами. Есть хорошие районы и довольно состоятельные люди, но такого кол-ва дорогих машин как в Киеве ни в Пекине, ни в Шанхае нет.
6. Убитые районы, которые один в один напоминают советские города.
Сложно поверить, насколько похожи некоторые кварталы Пекина на запущенные массивы в бывших советских городах.
Чем не киевская Борщага?
Если сменить вывески с китайского на русский или украинский, получится вылитая Украина, какой-то город Орджоникидзе в Днепропетровской области. И вообще Пекин — не лучшее место для знакомства с Китаем. Нам он показался серым, советским и довольно грязным. Есть, конечно, хорошие районы, но в целом — ничего особенного для того, кто вырос в СССР.
7. Огромный объем строительства.
Окраины всех огородов застраиваются многоэтажными домами этажей в 35-40 в невероятных количестивах. Большинство из этих новых домов в Украине классифицировались бы как элитное жилье.
Спальный район Сианя.
В прошлом году впервые в истории Китай обогнал США по объемам строительтсва выраженом в долларовом эквиваленте. Другой спальный район Сианя.
8. Японские машины.
Они есть. Если вы спросите китайца об отношении к Японии, 95% из них скажут, что не любят ни японцев, ни их Японию. И это понятно — память об оккупации Японией здесь все еще жива. Но в отличие от Южной Кореи, где вы никогда не увидите на улице японскую машину по причине той же нелюбви к японцам, здесь японских машин полно. Конечно, престижнее всего в Китае, как и в Корее, ездить на немецкой машине, но и Мазд с Тойотами немало.
Практически все такси в Китае — малоизвестные в Украине старые модели Фольксфагена, Сантана. Это единственная страна в мире, где они по-прежнему выпускаются. Стоимость посадки и проезда до 3 км — 20 грн. Каждый километр свыше — 2.5 грн.
9. В Китае очень мало иностранных туристов.
И это несмотря на достопримечательности мирового уровня. На той же площали Тяньанмень я вообще, по-моему, был единственным некитайцем, кто стоял в очереди к Мао. За две недели встретил всего одного россиянина, в Сиане. В Китае очень развит внутренний туризм. И это неудивительно — население 1 млрд 300 млн человек.
10. Китайцы практически не говорят по-английски. Ну, совсем.
Они не понимают ничего из того, что понимают во всех странах. Dollar? Good? OK? Hotel? No? Airport? Ничего из вышеперечисленного 95% населения Китая не поймет. Полный ноль.
Самое эффективное средство коммуникации — записки с иероглифами, которые надо предусмотрительно просить на ресепшн отеля у персонала, который скверно, но понимает по-английски (если приличный отель). Для того, чтобы из Пекина добраться в Сиань через Тянцзинь мне понадобилось несколько записок: для таксиста, чтобы довез меня на жд вокзал в Пекине, для другого таксиста, чтобы от жд вокзала Тяньцзиня довез меня до аэропорта Тянцзиня и т.д. Карты города — тоже неплохо. Надо тыкать пальцем туда, куда хочешь попасть. Проверено — метод не срабатывает, если немолодой таксист забыл дома очки и не может посмотреть на карту. Такое случилось с нами трижды. Можно называть улицы и районы по-китайски, но это сложно. Малейшие неточности, и вас — правильно! — опять не понимают. Несмотря на эти неудобства, каких-либо заметных сложностей с передвижением по стране у нас не было.
А вообще китайцы — трудолюбивый, предприимчивый и довольно приветливый народ, за некоторым исключением, конечно, преимущественно в Пекине. И главное — не бухают.
ИТОГО: Хотя в огромной стране все еще много бедных людей, у меня такое ощущение, что где-то на треть китайцы уже в будущем. Причем, недостижимом для нынешней Украины.
Если нынешние темпы роста китайской экономики сохранятся, а для этого есть все основания, через 15 лет Китай вне всякого сомнения будет мощной сверхдержавой с довольно состоятельными людьми.
Если бы Мао вышел сегодня из своего мавзолея, он был бы уже не на шутку удивлен.
Вторую часть записок можно прочитать здесь.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.